Физическая культура как компонент здорового образа жизни студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть физическую культуру как компонент здорового образа жизни студентов.

Задачи данной курсовой работы заключаются в том, что бы рассмотреть и проанализировать следующие вопросы и понятия:
Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье
Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
Организация двигательной активности студентов
Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии 5
1.2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 7
1.3. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье 9
1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 11
ГЛАВА II. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ 16
2.1. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 16
2.2. Организация двигательной активности студентов 18
2.3. Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Физическая культура как компонент здорового образа жизни студентов_1000.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

 

      Во  все времена у всех народов  мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

      Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

      Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации  здравоохранения) – это состояние  полного физического, умственного  и социального благополучия, а  не просто отсутствие болезни или недугов.

      Развитие  идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний  внешних условий на здоровье, потребность  осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности настоятельно выдвигают задачу выявления сущности воздействия физических упражнений на механизм здоровья.

      Многолетние исследования, выполненные доктором медицинских наук, профессором А.Г. Щедриной, автором методологии здоровья и сущности здорового образа жизни (лаборатория медицинской антропологии и проблем здоровья Института физиологии СОАМН СССР и Новосибирский медицинский институт), позволили ответить на ряд поставленных вопросов. Использование методологии системного подхода дало возможность определить структуру здоровья как целостного состояния организма. Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (морфофункциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья.

      Согласно  принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать  следующие его признаки: уровень и гармоничность физического развития; функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечнососудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

      Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что здоровье человека следует  рассматривать не только как хорошее  самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой свойства и способности.

      Цель  данной курсовой работы заключается  в том, что бы рассмотреть физическую культуру как компонент здорового образа жизни студентов.

      Задачи  данной курсовой работы заключаются  в том, что бы рассмотреть и проанализировать следующие вопросы и понятия:

  1. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье
  2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
  3. Организация двигательной активности студентов
  4. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
  5. Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
  6. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

 

Глава I. Основы здорового образа жизни студентов

1.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии

 

      Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования  его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия - производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном - в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

      Здоро́вье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.[5]

      Охрана  здоровья человека (здравоохранение) —  одна из функций государства. В мировом  масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная Организация Здравоохранения.

      Может быть определено как динамическое состояние  организма, характеризующееся полной психофизической и социальной гармонией  в нормальных (не экстремальных) условиях жизнедеятельности. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. [5]

      По  уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой  или физического недостатка, а  состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия».[1] Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

      Уровни  здоровья в медико-социальных исследованиях[5]

    • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
    • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
    • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.
    • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.

      Социальные  факторы, влияющие на здоровье

      С точки зрения ВОЗ, здоровье людей  — качество социальное, в связи  с чем для оценки общественного  здоровья рекомендуются следующие показатели: [5]

    • Гигиеническая грамотность населения.
    • Доступность первичной медико-санитарной помощи.
    • Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
    • Состояние питания детей.
    • Средняя продолжительность предстоящей жизни.
    • Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
    • Уровень детской смертности.
    • Уровень иммунизации населения.

      Здоровье человека с момента своего рождения и даже до рождения подвергается воздействию разнообразных рисков и на протяжении своей жизни большинство людей пытаются снизить эти риски.

        Здоровье человека зависит от многих причин - это и наследственность, с которой человек пришел в мир, качество медицинской помощи и многое другое, в том числе качество воздуха, воды, продуктов питания, которые ежедневно мы получаем.

1.2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье

 

      Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи. [11]

      В современных условиях социальной, экономической  и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие  окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

      Многие  ученые ( Агаджанян Н.А. с соавт., 1996; Гринина О.В., Кича Д. И. , 1995; Розенфельд Л.Г., Круглякова И. П., 2000; Ваганова Л. И. , 2003 и др.), изучавшие здоровье студентов, отмечали более высокие показатели и темпы прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни, недостаточный уровень гигиенического воспитания студентов первых лет обучения. [11]

      Проблема  сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.

      Россия  к концу второго тысячелетия  прошла стадию индустриального общества и вступает в постиндустриальное, информационное общество, где на первое место выдвигается человеческий фактор. При этом современный образовательный уровень, условия труда и все возрастающая напряженность умственной деятельности требуют от специалиста социальной сферы не только соответствующей квалификации, высокого образовательного и культурного уровня, но и крепкого здоровья, хорошей физической и функциональной подготовленности, высоких моральных и волевых качеств.

      Эти качества и способности могут  быть развиты и воспитаны только специальными или специфическими средствами. [11]

      Обороноспособность, экономический и интеллектуальный потенциал России, здоровье последующего поколения в значительной степени определяются количественными и качественными характеристиками здоровья, которыми обладает молодёжь сегодня. К сожалению, психология человека такова, что, пока он молод и здоров, проблема здоровья его мало интересует. До тех пор, пока «вдруг» не появляются конкретные признаки ухудшения самочувствия.

        Студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства. [11]

      Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.

      По  данным анкетирования 2009 года, проведённого в Анапском филиале МГСУ, уровень факторов риска среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет 23%, алкогольные напитки употребляют более 60%, число студентов, проявляющих активную физическую деятельность - не более 25%.[13]

      В тоже время, большинство студентов считает, что за своё здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.

        Студенты отметили, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя.

      Только  хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

      В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

1.3. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье

 

      Здоровье человека - как его сохранить в условиях быстроменяющегося мира, как можно снизить факторы риска - начиная от нездоровья родителей, курения и алкоголя во время беременности, антибиотиков в роддоме, кирпича на улице, ДТП и т.д - решают специалисты различных профессий, наша задача - объективно оценить воздействие химического загрязнения окружающей среды.

      Окружающая  среда - ее влияние на здоровье можно оценить при помощи эпидемиологических методов и методов оценки риска.

      Здоровье связано с общественными отношениями и «параметрами» внешней среды. Окружающая среда включает в себя ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную. Человек как живой организм осуществляет обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой.

Информация о работе Физическая культура как компонент здорового образа жизни студентов