Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:15, контрольная работа
Краткое описание
В моей работе, я хочу рассмотреть естественнонаучные основы физического воспитания, раскрыть понятие физического воспитания и принципы системы физического воспитания. Задачами физического воспитания являются: укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение сопротивляемости организма формирование двигательных навыков, воспитание воли, дисциплинированности, закаливание.
Оглавление
Введение 2 Глава 1 Физическое воспитание 4 1.1 Цели и задачи физического воспитания 5 1.2 Принципы физического воспитания 6 Глава 2 Естественнонаучные основы физического воспитания 8 2.1 Организм человека как единая биологическая система 9 2.2 Мышечная деятельность – необходимое условие развития организма и улучшения здоровья 14 2.3. Основы овладения двигательными действиями 15 2.4. Физиологические механизмы развития двигательных качеств 18 Заключение 23 Литература 24
Сила – это способность человека
преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счет мышечных
усилий.
Сила каждой мышцы зависит от
характера нервных импульсов, которые
обеспечивают ее сокращение, и от количества
находящегося в мышцах сократительного
белка. Повышение частоты нервных импульсов,
посылаемых мотонейронами к мышце, а также
синтез сократительного белка – пути
усиления мышцы. Большое значение для
силовой выносливости (способности человека
выполнять работу силового характера
длительное время) имеет трофическое влияние
на мышцы вегетативной нервной системы.
Физиологической основой развития
силы являются:
- участие в мышечном
сокращении максимально большего
числа двигательных единиц;
- утолщение мышечных волокон,
совершенствование их структуры
и биохимических процессов;
- расслабление мышц-антагонистов
и предварительное растяжение
мышц-синергистов;
- увеличение согласованности
в деятельности мышц-синергистов.
Быстрота – это способность
человека выполнять двигательное действие
или осуществлять заданную работу за минимальный
промежуток времени.
В основе этого качества лежит
особая координация процессов в нервно-мышечной
системе, обеспечивающая быстрое нарастание
процессов возбуждения в нервных центрах
и мобилизацию в минимальные отрезки времени
функций мышечного сокращения. Быстрота
также зависит от тонкой координации движений,
обеспечивающей только сокращение необходимых
групп мышц и быстрое их расслабление,
а также оптимальную сменность двигательных
единиц в каждой из работающих мышц.
Различают элементарные и комплексные
формы проявления быстроты.
К элементарным формам относят
латентное (скрытое) время двигательной
реакции (период времени между действием
раздражителя и началом движения), время
одиночного движения и темп движения.
Комплексные формы быстроты
проявляются в виде плавания, бега и др.
на спринтерских дистанциях, бросков и
др. в борьбе, нанесения ударов в боксе
и т.д.
Физиологическими основами
развития быстроты являются:
- увеличение скорости
протекания возбуждения в нервных
центрах;
- повышение скорости расслабления
мышц;
- синхронизация возбуждения
мышечных единиц и их отдельных
волокон;
- увеличение лабильности
соответствующих двигательных единиц
и скорости распространения возбуждения
по нервным и мышечным волокнам;
- повышение скорости укорочения
мышечных волокон.
При выполнении физических
упражнений быстрота и сила проявляются
взаимосвязано (скоростно-силовые способности
человека). Юношеский (а также детский)
возраст являются наиболее благоприятными
для развития быстроты.
Выносливость – это способность
организма выполнять работу заданной
мощности в течение длительного времени.
При выполнении упражнений
циклического характера выносливость
неразрывно связана с функцией дыхания
(прежде всего тканевого), кровообращения
(обеспечивающего доставку кислорода
и питательных веществ к тканям и удаление
продуктов распада), выделения и терморегуляции.
Различают несколько видов
выносливости: общую и специальную, силовую
и скоростную.
Общая выносливость – это способность
организма противостоять утомлению при
выполнении различной по характеру мышечной
деятельности умеренной или большой мощности.
Специальная выносливость –
это способность длительное время совершать
работу заданной мощности в определенном
виде физических упражнений. Развитие
выносливости этого вида обеспечивается
специфическими изменениями в организме
при длительном выполнении специальных
физических упражнений.
Физиологическими основами
повышения выносливости являются:
- степень развития органов
дыхания и кровообращения (скорость
диффузии О2 и СО2 через альвеолярную
мембрану, минутный объем дыхания, величина
систолического и минутного объемов крови);
- кислородная емкость
крови;
- запасы энергетических
веществ в организме и возможность
их использования;
- мощность аэробных и
анаэробных процессов;
- емкость буферных систем
и объем щелочных резервов
крови;
- координация двигательных
и вегетативных функций;
- скорость включения нервно-гуморальных
механизмов регуляции гомеостаза;
- особенности терморегуляции.
Ловкость – способность человека
выполнять сложные по координации движения
при изменении динамики их выполнения
и в изменяющихся окружающих условиях.
Ловкость зависит в основном
от комплексного развития силы, быстроты
и выносливости. Непрерывно изменяющаяся
обстановка в некоторых видах деятельности
предъявляет высокие требования к скорости
обработки информации в центральной нервной
системе, которая поступает от сенсорных
систем, и к скорости программирования
ответных движений. В результате тренировки
по развитию ловкости увеличивается подвижность
нервных процессов и обеспечивается более
быстрое включение различных мышц в работу
и быстрые переходы от сокращения к расслаблению.
Физиологической основой ловкости
являются координационные условно рефлекторные
механизмы, сформированные в условиях
постоянных коррекций в связи с влиянием
условий выполнения тех или иных упражнений.
Это качество расстраивается в связи с
утомлением, и поэтому его сохранение
требует развития выносливости.
Гибкость – способность выполнять
движения с большой амплитудой. Гибкость
зависит от следующих факторов:
- анатомических особенностей
суставов;
- эластичности связочного
аппарата, мышечных сухожилий и
мышц;
- способности сочетать
расслабление и сокращение (напряжение)
мышц-антагонистов в суставах.
Таким образом, развитие гибкости
связано с повышением эластичности мышц,
мышечных суставов и связок, с совершенствованием
координации работы мышц-антагонистов
и, при многолетних занятиях, с изменением
формы сочленяющихся костных поверхностей.
В процессе систематических
занятий физическими упражнениями развиваются
все двигательные качества. В процессе
совершенствования одного из качеств
в какой-то мере совершенствуются и другие,
т.к. физическим качествам присуща общность
некоторых механизмов их развития. Это
явление носит название положительного
переноса двигательных качеств. В начале
регулярных тренировочных занятий оно
проявляется в наибольшей степени. Наиболее
благоприятное влияние на все двигательные
качества оказывают физические упражнения
на выносливость, в связи с чем она рассматривается
как основа для развития всех других качеств.
Двигательные качества при
прекращении систематических занятий
перестают развиваться, затем уровень
развития силы скорости, выносливости
снижается до исходного. Раньше других
качеств утрачивается быстрота, затем
– сила, и еще позже – выносливость.
Заключение
Несомненно, что физкультурные
занятия, положительно влияют на человека,
повышают и эффективность его труда. Однако
отдача от таких занятий проявляется опосредованно
через ряд составляющих; повышение работоспособности;
сокращение экономического ущерба от
потерь рабочего времени при утомляемости
работников или болезни; улучшение их
профессиональных двигательных навыков;
повышение общественной активности, улучшение
трудовой дисциплины, снижение текучести
кадров, лучшее использование свободного
времени.
Специалисты делают попытки
разработать ориентировочные данные для
определения эффективности различных
мероприятий области организации труда.
Понятно, их нельзя рассматривать как
нормативы, пригодные во всех случаях,
это лишь возможные резервы роста производительности
труда, справедливые для определенных
условий. Естественно, чем выше техническая
оснащенность на производстве, чем лучше
организация и условия труде, тем меньше
остается неиспользованных возможностей
для роста производительности труда. И
наоборот, чем хуже на предприятии условия
труда, чем меньше учтены при его создании
эргономические и инженерно-психологические
требования, тем более значительной может
быть роль каждого фактора при его введении
в практику.
Однако использование физических
методов воспитания, тренировок и закаливания
в трудовых коллективах не исчерпывается
показателями экономической эффективности.
Ведь в социалистическом обществе конечная
цель производства — благо человека, создание
условий для всестороннего развития личности.
Физкультурные занятия обеспечивают повышение
общей культуры, широкое оздоровление,
снижение заболеваемости, увеличение
средней продолжительности жизни и роста
интеллектуально-психического потенциала
народа.
Литература
Теория и методика физической
культуры. Учебник под редакцией Динер В.Л. 2010
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков
В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 2010.
Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, Коц Я.М., 2011.
Теория и методика педагогических
исследований в физическом воспитании. Ашмарин Б.А.,2011