Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1

Файлы: 1 файл

конрольная по афк.docx

— 83.47 Кб (Скачать)

Институт специальной  педагогики и психологии 

Кафедра адаптивной физической культуры 
 

                      КУРСОВАЯ РАБОТА

              ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОМУЗЫКИ НА  
        ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ 
             ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
 
 
 
 

                                                 Выполнила студентка 5 курса

                                          299 группы

                                         Бурмистрова Наталья Владимировна 

                                       Научный руководитель:

                                       д.п.н.,профессор Шапкова Людмила Васильевна

                                  
 

                                         

                                     Санкт-Петербург

                                              2010

                                         

 Оглавление

Введение                                                                                                                       3

ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников   7                                                                                                                          

1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха

1.2. Ограничение движений  у детей с нарушением слуха                                 9

1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих

дошкольников .                                                                                                             10

1.4.Общие  сведения  о цветомузыке                                                                       11

1.5.Влияние цветомузыки  на организм  человека                                             14                                                                                                                                           

ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования                                                                     18

   2.1.Цели и  задачи исследования                                                                           18

   2.2.Методы  исследования                                                                                       18

   2.3.Организация  исследования                                                                               19

ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей    с

нарушением слуха                                                                                                         23              

3.1.Характеристика  экспериментальной группы                                                 23

3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением

слуха                                                                                                                                  26

3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-

 ность слабослышащих дошкольников                                                                   30

3.4.Обсуждение результатов исследования                                                            32                                                                                                                                                                  

Выводы                                                                                                                              34   

Список литературы                                                                                                        36

Приложение1                                                                                                                  38 

 

  Введение

       Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.

       Особую  роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом  обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для  нормального уровня развития ребенка. В результате чего появляется необходимость  разработки и научного обоснования  рациональных режимов распределения физической нагрузки, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма и стабильный уровень здоровья современных школьников. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% учеников находятся в статическом положении большую часть дня. У младших школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы занятий физическими упражнениями приходится лишь 1-3%.Что же касается детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих), проживающих в интернатах, то даже режимом заведения на занятия физическими упражнениями (включая прогулку на свежем воздухе) отводится только 12,5% времени. Вопросу разработки режимов увеличивающие показатели физической подготовленности посвящено немало научных работ, однако до сих пор малоизученными являются сведения о нормативах глухих и слабослышащих школьников.

       Глухие  и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. Резко сниженная или полностью отсутствующая функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушениями слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением.

Известно, что поражение  функции слухового анализатора  приводит к целому ряду вторичных  отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает  как средство взаимосвязи людей  с окружающим миром. Нарушение такой  связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

     Для слабослышащих дошкольников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;
  • относительная замедленность овладения двигательными навыками;
  • трудность сохранения статического и динамического равновесия;
  • низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
  • низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);
  • замедленная скорость обратной реакции;
  • невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.
 

    Данные  отечественной и зарубежной статистики показывают, что число детей с  отсутствием или пониженной функцией органа слуха постоянно увеличивается .

    Практически у всех детей с нарушениями  слуха проблемы формирования и развития жизненно важных двигательных функций  связаны с  ограниченной двигательной .

    Именно  функциональной запущенностью двигательного  анализатора и несовершенством  применяемой методики обучения физическим упражнениям ряд исследователей объясняют недостатки в физической подготовленности слабослышащих детей (Л.Д. Хода, 1999; Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, 2001).

    Движения  у слабослышащих детей отличаются бедностью и однообразием, часто напоминают манипулятивные движения . Отмечается замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом. Отстаёт развитие скорости движения, особенно скорости двигательной реакции и одиночного движения . У детей с нарушением слуха с сочетанными дефектами осанки уменьшена мышечная рецепция, что ведёт к замедлению развития скоростно-силовых качеств, точности движений, гибкости и ловкости. (В.Г. Алёхина, 1987; Л.Д. Хода, 1999). Имеются недостатки в технике выполнения движений, нарушение деятельности вестибулярного аппарата .

    Данные  отклонения оказывают отрицательное  влияние на внимание, приводя к  уменьшению объёма получаемой информации, что негативно сказывается на развитии всех познавательных процессов, тем самым влияя на овладение  всеми видами двигательных навыков .

    При исследовании познавательной деятельности слабослышащих детей отмечены нарушения интеллекта, процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания (С.И. Венцев, 2000).

    Поэтому необходимо  исследовать и разрабатывать  более эффективные методы и средства физического развития  детей, имеющих нарушение слуха, в целях улучшения их физического состояния, а также коррекции отклонений в личностной сфере слабослышащего ребёнка.

    Большинство исследований (Л.Д. Хода, 1999; Я.А. Смекалов, 2000; М.А. Игнатьев, 2002; Л.А. Добрынина, 2002; С.А. Мясищев, 2003; Е.В. Новичихина, 2005), проводилось со слабослышащими детьми   дошкольного возраста и преимущественно изучались координационные способности детей. 
 

Нарушения в двигательной сфере слабослышащих детей старшего дошкольного возраста носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации , состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности.

Своеобразие психического и физическое развитие слабослышащих  детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением физиологических  функций, соматической ослабленностью,     отставанием в психическом развитии(иногда сопровождающейся задержкой психического развития),недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе со слабослышащими приобретает особую значимость, так как имеет исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие детей с нарушением слуха.(Выготский Л.С.,1924).

Объект  исследования: процесс физического воспитания слабослышащих детей в специальном образовательном учреждении.

Предмет исследования: методика применения цветомузыки в управлении двигательными действиями слабослышащих дошкольников.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Особенности  психо физического развития детей с нарушением слуха

     Известно, что слабослышащий ребёнок при  поступлении в школу-интернат отстаёт  в психическом и физическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года. По данным P.M. Боскиса (1988), из 155 и обследованных слабослышащих школьников подготовленными к школе были только 54 (34.8%) школьников; 43 ребенка (27.7%) не овладели программой дошкольного обучения; 35 детей (22.5%) имели ЗПР; 7 (4.7%) - страдали ДЦП и 16 (10.3%)- имели умственную отсталость.

     Отмечается, что отставание от нормы в физическом развитии детей с нарушениями слуха составляет: в 1 классе - 62.5%, в 3 классе - 80.5%. По данным Г.А. Ильинской (1988), показатели ЖЕЛ у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха снижены на 200-300 куб.см.; в 7 лет отставание по параметрам ЖЕЛ составляет 23%, в 10 лет - 35% (выводы сделаны при обследовании 223 слабослышащих и 242 слышащих - НИИ дефектологии г. Минска, 1991г.); у 62% слабослышащих детей обнаружены дисфункции вестибулярного аппарата; у многих нарушена деятельность центральной нервной системы, отмечены частые простудные заболевания.

Слабослышащие дети склонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритма сердца . У них уменьшена мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости; у слабослышащих отмечены трудности в обучении; у них чаше выявляется органическая кардиореспираторной патология , снижения функциональных резервов кардиореспираторной системы . Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др. У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. Как следствие - существенное отставание в развитии мышц шеи, пояса верхней конечности, верхней части спины; степень отставания существенно зависит от степени тугоухости.У некоторых дошкольников с пониженным слухом в большей степени проявляются: а) эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога); б) нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам); в) моторные расстройства (гиперактивностъ, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм); г) вестибулярные расстройства (шаткая походка, "шарканье" ногами при ходьбе, головокружения); д) нарушение речи (аутизм, невнятность, скандированность речи); е) вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей). У слабослышащих детей преобладает тормозной тип нервной системы над возбудимым , звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запёчатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основой владения языком. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи, которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетические раздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальным компонентом второй сигнальной системы. Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии.

Информация о работе Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха