Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы является актуальной, на наш взгляд. Так как в настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Банк – это основное звено кредитной системы любого государства. Для того чтобы понять сущность современного банка, необходимо дать определение кредитной системе. Кредит – это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который его собственники предоставляют в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента

Оглавление

Введение ……………………………………………………..…....
Глава 1. Основные положения и правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ……………………………...............................................................
1.1. Историческое формирование и правовой статус Центрального банка………..……………………………………..……
1.2.Задачи, цели и функции Центрального банка РФ…………………………………………………………..…...…….....
1.3.Правовые акты Центрального банка РФ……………………………………………………...……………….
Глава 2. Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти……...................................................................................................
2.1. Организационная структура ЦБ РФ…………...........................................................................................
2.2. Взаимоотношения Центробанка с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………………………….…………………………...
Заключение ……………………………………………………….
Список использованных источников и литературы ..............

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.60 Кб (Скачать)

Примерно аналогичный перечень задач стоит перед каждым центральным банком.

Известным обобщением содержания всех этих функций, попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка такие, как:

- единый эмиссионный центр страны;

- банк правительства;

- банк банков и т. п.

Таким образом, современные центральные банки, по мнению большинства экономистов, выполняют следующие функции в экономике, вытекающие из их экономической сущности:

- эмиссионную;

- функцию банкира правительства (проявляется в том, что центральный  банк становится кассиром, кредитором  и финансовым агентом правительства);

- функцию банка банков (занимается  обслуживанием коммерческих банков, а не коммерческой клиентуры, создаёт систему рефинансирования  коммерческих банков);

- надзорную или контрольную  функцию (иногда эту функцию исполняют  специально созданные органы  банковского надзора, независимые  от центрального банка);

- регулирующую функцию (выражается  в разработке и проведении  денежно-кредитной и валютной  политики, благодаря которым центральный  банк большей частью и достигает  поставленных перед ним целей  и задач);

- расчётную функцию или функцию  организатора расчётов.

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ:

- осуществление монопольной эмиссии банкнот;

- проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;

- рефинансирование кредитно-банковских институтов;

- регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора;

- функция финансового агента правительства10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовые акты Центрального банка РФ.

В теории финансового права институт правового акта является мало разработанной юридической категорией. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации составляют важнейшую правовую форму реализации деятельности Банка России по достижению его целей и задач. Большое значение их в том, что правовые акты Банка России являются средством государственного регулирования банковской деятельности, являющимся нормативно-институциональным воздействием, в основе которого лежит конституционный принцип законности как основополагающий принцип российской правовой системы. Интерпретация понятия «правовой акт Центрального банка Российской Федерации» как научного основывается на понимании, сложившемся в юридической науке относительно понятия «правовой акт»11. Разработка категории правового акта, как в общетеоретических, так и в отраслевых исследованиях является актуальной задачей юридической науки. Поэтому в науке и практике сегодняшних дней возникла объективная необходимость определить, что следует считать правовыми актами Центрального банка РФ. Это следует сделать для того, чтобы на основе присущих им характерных признаков иметь возможность выделить правовые акты из всего массива схожих с ними правовых явлений, соотнести с существующими требованиями, выработать новые, что должно послужить более детальному и глубокому изучению этого института, повышению эффективности его управленческого воздействия на денежно-кредитные отношения.

За основу для определения правового акта Центрального банка Российской Федерации возьмем определение правового акта, данное Р.Ф. Васильевым. Таким образом, правовой акт Центрального банка Российской Федерации – это документарное в определенных формах волеизъявление Банка России по вопросам его законодательно определенной компетенции в области регулирования денежно-кредитных отношений путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм и установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Выделим характерные признаки правового акта Центрального банка Российской Федерации12:

1. Правовой акт Центрального банка Российской Федерации представляет собой решение, подготовленное и принятое по установленным правилам управленческого процесса (производства по принятию правовых актов Центрального банка Российской Федерации; административно-договорного производства; лицензионно-разрешительного производства; организационно-учредительных процедур); административно-юрисдикционного процесса (процедуры реализации мер предупредительного и пресекательного характера, мер наказания; процедуры применения мер процессуального обеспечения). Правовые акты Банка России еще и одна из форм выражения управленческой воли, что предполагает наличие признаков, позволяющих судить о них как и об управленческих решениях.

2. Правовой акт издается управомоченным субъектом. Правовые акты издаются Центральным банком Российской Федерации на основе закона в пределах законодательно установленной компетенции в области денежно-кредитных отношений.

3. Правовые акты Центрального  банка Российской Федерации направлены  на регулирование денежно-кредитных  отношений. Правовое регулирование, осуществляемое Центральным банком Российской Федерации это целенаправленное воздействие, т.е. осуществляемое в соответствии с заранее намеченными целями, определяемыми управляющим субъектом, либо сформулированными в законе.

4. Форма правового акта. «Государственная воля должна быть соответствующим образом выражена, т.е. иметь определенную форму». Под формой правовых актов понимается, во-первых, способ выражения вовне предписаний органов управления (устный, письменный); во-вторых, способ изложения правового материала в письменных актах – документах. А.В. Мицкевич выделяет три момента, обусловливающих различие форм правовых актов, принимаемых компетентными органами:

а) различие в содержании вопросов, разрешаемых данным органом, а точнее – в степени важности принимаемого решения;

б) различия в юридической природе (нормативности или юридической силе) актов;

в) существенные различия в процедуре принятия решения.

Применительно к правовым актам Центрального банка Российской Федерации рассмотрим письменные документы Банка России, так как устные веления в деятельности Банка России должны быть исключены в силу особого статуса Банка России в области денежно-кредитных отношений и недопустимости регулирования общественных отношений в данной области на основе устных распоряжений. Думается, что устные распоряжения Председателя банка России или его заместителей, руководителя территориального учреждения Банка России или руководителей структурных подразделений центрального аппарата Банка России, сделанные на основе реализации принципа единоначалия в управлении Банком России, возможно рассматривать как подготовительные мероприятия к изданию правовых актов Банка России. Таким образом, надлежащим оформлением правового акта Центрального банка Российской Федерации следует считать его письменную форму. Таким образом, правовой акт Банка России – это письменный юридический документ.

5. Правовой акт Центрального  банка Российской Федерации –  юридически властное волеизъявление, в котором проявляются его  государственно-властные полномочия. Правовой акт Банка России  выражает волю Банка России  по регулированию денежно-кредитных  отношений в государстве. Правовые  акты Банка России отличает  государственно-властный характер, так как они издаются государственным органом в публичных интересах в области денежно-кредитных отношений. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации выражают его властные веления в области денежно-кредитных отношений, обязательны к исполнению субъектами, в адрес которых они вынесены, носят официальный характер как вынесенные государственным органом в области денежно-кредитных отношений.

6. Правовые акты Банка России  рассматриваются как элемент  правовой формы государственного  регулирования денежно-кредитных  отношений, средство правовой политики  в области денежно-кредитных отношений.

7. Правовой акт Банка России  содержит следующие элементы  правовой системы – юридические  нормы, индивидуальные предписания, интерпретационные веления, автономные  решения лиц.

Юридическое значение правовых актов Центрального банка Российской Федерации заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только Банка России, но и органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Раскрытие юридического значения правовых актов Банка России позволит ответить на вопросы о том, для чего нужны правовые акты, могут ли они содействовать улучшению механизма банковского регулирования.

1.Правовые акты Центрального банка Российской Федерации являются правовыми средствами внутрисистемного государственного регулирования банковской деятельности.

Государственное регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников.

Государственное регулирование банковской деятельности имеет двойственную правовую природу:

1) регулирование выражается в  принятии органами государственной  власти нормативных актов, устанавливающих  основы организации и основные  параметры банковской системы  страны, статус субъектов и правовые  режимы банковской деятельности, а также правила осуществления  банковской деятельности как  совокупности банковских операций  и сделок;

2) регулирование проявляется в  реализации Банком России как  субъектом банковской системы  внутрисистемного регулирования  от имени государства и в  публичных интересах путем нормативного  регулирования и принятия индивидуально-правовых  актов в отношении конкретных  кредитных организаций, а также  осуществления банковского надзора.

Государственное регулирование имеет следующие признаки:

1) Государственному регулированию банковской деятельности объективно присуща правовая форма. Оно осуществляется с помощью нормативно-закрепленных правовых средств регулирования, образующих правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности.

2) Государственное регулирование банковской деятельности реализуется посредством двух относительно независимых, но взаимообусловливающих процессов: нормотворческой деятельности органов государственной власти и нормотворческой и индивидуально-правовой деятельности Центрального банка Российской Федерации как субъекта банковской системы государства, обладающего закрепленной законом независимостью от органов государственной власти и дискреционными полномочиями (усмотрением) в принятии решений. Именно эта часть государственного регулирования составляет предмет настоящего исследования.

2. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации выступают в качестве юридических фактов, т.е. являются фактическими основаниями для формирования денежно-кредитных правоотношений.

3. Нормативные акты Центрального  банка Российской Федерации устанавливают, изменяют или отменяют нормы  права, регулируют общественные  отношения, складывающиеся в сфере  банковской деятельности.

4. Акты Центрального банка Российской  Федерации могут служить правовым  и фактическим основанием для  подготовки и издания других  актов.

5. Правовые акты Центрального  банка Российской Федерации могут  являться юридическими документами, доказательствами в юридическом  процессе.

6. Правовые акты Банка России  являются важнейшим условием  для осуществления тех или  иных действий, а также для  реального действия других правовых  актов и реализации прав и  свобод физических и юридических  лиц.

Изложенные вопросы теории правотворчества Центрального банка Российской Федерации подтверждают актуальность разработки и принятия Федерального закона «О нормативных правовых актах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти.

2.1. Организационная структура  ЦБ РФ.

В состав органов управления Банком России входят Национальный банковский совет (НБС) и Совет директоров.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган. В его состав входят 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Госдумы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России13.

НБС заседает не реже одного раза в квартал, по инициативе председателя НБС, его заместителя или по требованию не менее трех членов НБС.

К компетенции Национального банковского совета относятся14:

а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;

б) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

в) определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

г) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и его структурных подразделений;

Информация о работе Структура Центрального банка РФ, его взаимодействие с другими органами власти