Экономическая реформа 1965 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Оглавление

Введение
Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов
Основные положения реформы
Реализация реформы. «Золотая пятилетка»
Развитие реформы
Заключение
Используемые источники

Файлы: 1 файл

к.р. по управлению гос собственностью.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

 

На протяжении пятилетки  фиксировались рекордные темпы  экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые  темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %).[источник не указан 901 день] Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий. 

Восьмая пятилетка  получила образное название «золотой». 

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения  в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.[15]

 

Среднегодовые темпы роста, % 

годы Валовой общественный продукт  Национальный доход
1961—1965 6,5 6,5
1966—1970 7,4 7,7
1971—1975 6,4 5,7
1975—1979 4,4 4,4
 
 

Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100) 

год Валовая продукция Численность персонала Основные  производственные фонды
1965 148 123 186
1970 163 115 152
1975 137 108 151
1979 116 107 134
 
 

4. Развитие реформы 

В 1970-е гг. СМ и  Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся  негативные стороны реформированной  хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность. 

 Постановлением  СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых  мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции. 

 В 1970-е гг. многоступенчатая  система управления промышленностью  была заменена на двух-, трёхзвенную  (министерство — объединение  — предприятие; министерство  — хозрасчётный комбинат —  шахтоуправление). Соответственно были  перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования. 

• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию  управления промышленностью», постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г. 

В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной  продукции), в том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка. 

 Новообразованные  объединения и комбинаты действовали  на основах хозрасчёта, осуществляли  основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи  предприятий. Министерствам отводилась  роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала. 

  Следующей группой  постановлений 

• «О дальнейшем совершенствовании  хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г. 

 • «Об улучшении  планирования и усилении воздействия  хозяйственного механизма на  повышение эффективности производства  и качества работ» постановление ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979 г. 

Вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции учитывавший вновь созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия. 

 В пореформенный  период в экономике СССР происходит  выраженный сдвиг в сторону  интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Соотношение факторов экономического роста 

  1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1979
Прирост национального  дохода 37 45 32 19
среднегодовой темп прироста 6,5 7,7 5,7 4,4
Производительность  общественного труда 31 39 25 14
среднегодовой темп прироста 5,6 6,8 4,6 3,3
Занятые в  материальном производстве (прирост) 10,2 6,0 6,4 3,9
среднегодовой темп прироста 2,00 1,20 1,25 0,95
Динамика  фондоотдачи (отношение роста национального  дохода к росту основных производственных фондов) 0,86 0,98 0,87 0,89
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период 1,00 0,99 1,03 1,00
 

Во второй половине 1960-х — 70-е гг. реформа  подверглась критике «слева»  со стороны группы учёных, авторов  т. н. СОФЭ — системы оптимального функционирования экономики. К ним относились директор Центрального экономико математического института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко, А.И. Каценелинбойген, С. С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым). Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать «конструктивную» экономико-математическую модель социалистической экономики. Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство, заменив его системой экономико-кибернетических операций. Впервые, СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции Института экономики АН СССР в 1967 г. СОФЭ находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин). 

 Несостоятельность  СОФЭ была признана расширенным  совещанием Госплана СССР с  участием ведущих учёных-экономистов  в 1970 г. Политизируя вопрос, «софэсты»  ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий. 

5. Свертывание реформ, итоги и оценки 

В современной  историографии доминирует точка  зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче. 

Если  в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна  было затрачено 50,2 тонны  золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти  данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда… 

 — Сергей  Константинов 

По воспоминаниям  Н. К. Байбакова, особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество  между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым. Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны — с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта. 

 А. Н.  Косыгину приписываются слова,  сказанные в беседе с главой  правительства Чехословакии Любомиром  Штроугалом в 1971 г.: «Ничего не  осталось. Всё рухнуло. Все работы  остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».  

 В некоторых  исследованих последних лет в  качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ. 

Оценивая  итоги реформы, в частности, феномен  «замедления темпов роста» в 1970-е  — 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития: 

  • исчерпание  экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной  рабочей силы и снижения экономической  отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового характера сферы услуг)
  • необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений
  • социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)
  • затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока, не давшие ожидавшейся валовой прибыли в краткосрочном периоде.
  • крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова
  • кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)
 

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Экономическая реформа 1965 года предполагала расширение экономических прав предприятий, развитие прямых связей между производителями  и потребителями на принципах  взаимной материальной ответственности и заинтересованности. Предполагалось внедрять в практику отношения, основанные на хозяйственных договорах между предприятиями, для повышения роли экономического стимулирования была сделана попытка усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельных производств. Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. Все это называлось хозяйственным расчетом. 

Информация о работе Экономическая реформа 1965 года