Кредитная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:23, статья

Краткое описание

В современной коммерческой и финансовой практике реализация
продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое
распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной
экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает
условия этой практики и направлено на повышение эффективности
операционной и финансовой деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ кайкина.doc

— 48.00 Кб (Скачать)


КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В статье рассмотрены типы кредитной политики, используемые

предприятиями по отношению к покупателям при реализации продукции с

отсрочкой платежа.

 

КЛЮЧЕВЫЕ

СЛОВА:

КРЕДИТНАЯ

ПОЛИТИКА,

КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ.

 

В современной коммерческой и финансовой практике реализация

продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое

распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной

экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает

условия этой практики и направлено на повышение эффективности

операционной и финансовой деятельности предприятия.

Различают три принципиальных типа кредитной политики

предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный,

умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные

подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности

и риска кредитной деятельности предприятия.

Консервативный тип кредитной политики предприятия направлен на

минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как

приоритетная цель осуществления его кредитной деятельности.

Механизмом реализации политики такого типа является существенное

сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп

повышенного риска; минимизации сроков предоставления кредита и его

размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышения его

стоимости; использование жестких процедур погашения дебиторской

задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует

условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и

финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного

риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия

приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию

дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации

продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска,

 

который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики

такого типа является распространение кредита на более рискованные

группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления

кредита до минимально допустимых размеров; предоставление

покупателям возможности пролонгированного кредита (1).

Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна

сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со

стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов

(кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.д.)

и риском возможной неуплаты.

Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и

не формальных критериях:

1. Покупательская и платежная история покупателей. Платежная

история может быть получена через неформальные контакты с банками и

другими партнерами клиента;

2. Платежеспособность покупателей может быть оценена на основе

кредитной истории взаимоотношений покупателей предприятия;

3. Текущий анализ и перспективная оценка финансовой

стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же

источники информации, которые указаны выше, а также неформальные

мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента,

рекомендации

независимых

аналитиков,

новости

и

отчеты

специализированных агентств деловой информации.

Осторожность при выборе кредитной политики предприятия

обусловлена тем, что ведение предпринимательской деятельности в

нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся экономической

нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками. Именно в

такой обстановке предприятия должны принимать ответственные решения,

которые затрагивают не только их материальные интересы, но и

соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема

выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции

является

важной

практически

для

всех,

кто

занимается

предпринимательской деятельностью.

Основной хозяйственной единицей в экономике любого государства

является предприятие, которое выступает в самых различных

организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное

товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные

общества и т.д. Общим для них является то, что в соответствии с

действующим законодательством они обязаны подавать в государственные

органы определенный набор информации о своей хозяйственной

деятельности. И несут за ее точность материальную и административную

 

ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило,

скрываются организациями под предлогом коммерческой тайны, доступ к

которой возможен лишь оперативным путем.

Отсюда вытекает один из важных методологических выводов:

экономические

показатели деятельности организаций являются

неполными, получить их достаточно затруднительно. Только акционерные

общества предоставляют довольно обширную информацию о себе в своих

годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние

на формирование кредитной политики по отношению к конкретному

покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей,

чем меньше информации о своей коммерческой деятельности готово

предоставить предприятие-покупатель, тем жестче будет по отношению к

нему кредитная политика со стороны продавца.

Открытая информация при соответствующем применении методов

экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность

сделать более точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и

финансовой программы организации, которая выступает в роли

покупателя.

Помимо этого, в процессе выбора кредитной политики должны

учитываться следующие основные факторы:

- современная коммерческая и финансовая практика осуществления

торговых операций;

- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности

покупателей, уровень их платежеспособности;

- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на

продукцию предприятия;

- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства

продукции при расширении возможностей ее реализации за счет

предоставления кредита;

- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в

дебиторскую задолженность;

- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их

отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления

хозяйственной деятельности.

Предприятиям, определяя тип кредитной политики, следует иметь в

виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема их

операционной деятельности и формирование устойчивых коммерческих

связей. В то же время мягкий вариант кредитной политики предприятия

может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить

уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии

 

значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить

рентабельность оборотных средств и используемого капитала.

 

Список литературы:

1. Володин А.А. Управление финансами (финансы предприятий). –

М.: ИНФРА-М, 2006.

 

 

http://martynov-ma.ru/page77/page195/page197/index.html

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопро­са: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каж­дой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновиднос­ти — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется от­раслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подхо­ды к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципи­альных типа кредитной политики предприятия по отношению к поку­пателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

• Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая мини­мизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточе­ние условий предоставления кредита и повышение его стоимости; исполь­зование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

•  Умеренный тип кредитной политики предприятия характери­зует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

• Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предпри­ятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимиза­цию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации поли­тики такого типа является распространение кредита на более риско­ванные группы покупателей продукции; увеличение периода предо­ставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям воз­можности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитывать­ся следующие основные факторы:

      современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

      общее состояние экономики, определяющее финансовые возмож­ности покупателей, уровень их платежеспособности;

      сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование ус­тойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конеч­ном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемо­го капитала.



Информация о работе Кредитная политика предприятия