Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:28, доклад

Краткое описание

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по ее защите.

Файлы: 1 файл

коммерч тайна.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Кто владеет информацией,

тот владеет миром.

Уинстон Черчилль

 

Коммерческая тайна  – режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по ее защите.

Также под коммерческой тайной могут  подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Обладатель информации имеет право  отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает определенным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

За разглашение (умышленное или  неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность – дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Признаки коммерческой тайны:

1) ее предметом являются  сведения, связанные с коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятия (производственная и технологическая информация, информация об управлении, финансах и другая информация о деятельности предприятия);

2) эта информация – собственность  организации;

3) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;

4) информация ограниченного доступа (она не может быть свободно получена любым заинтересованным лицом);

5) собственник информации принимает  меры к защите ее конфиденциальности.

Для подготовки перечня  сведений, относящихся к коммерческой тайне предприятия, целесообразно  привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

  • специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм;
  • специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности;
  • специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров;
  • специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

К примеру, крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы “Кока-Кола” и “Пепси-Кола” выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки.

 

Защита коммерческой тайны

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются режимные, т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, диск, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.

Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в  специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери  ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо  доверенных.

Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта мера значительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.

Лица, имеющие право узнать конфиденциальные сведения:

  •    прокурор;
  •    правоохранительные структуры (милиция, ФСБ и другие);
  •    налоговые инспекции;
  •   аудиторские фирмы (если проверка проходит по решению начальства компании);
  •    и другие (экологическая милиция, санэпидемстанция).

Информация о работе Коммерческая тайна