Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать роль и значение информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие;
определить цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации;
изучить опыт зарубежных стран;
проанализировать особенности информационных технологий управления в кредитной организации;
обосновать проблемы и определить перспективы развития информационных технологий управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………......3
1. Основные аспекты финансового менеджмента и его составляющие…………………………5
Сущность финансового менеджмента…………………………………………………………5
Цели, задачи и функции финансового менеджмента кредитной организации……………..6
Опыт зарубежных стран………………………………………………………………………..7
2. Информационные технологии управления……………………………………………………10
2.1. Информационные технологии финансового менеджмента………………………………...10
2.2. Автоматизация процесса управления………………………………………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития информационных технологий управления…………...16
3.1. Проблемы внедрения информационных технологий управления. Безопасность информации при автоматизированной обработке………………………………………………16
3.2. Перспективы развития информационных технологий…………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.39 Кб (Скачать)

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное  и внутримашинное ИО [18]:

  • внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;
  • внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Современные системы банковских связей складываются и показателей  видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты  функционирования банка.

С помощью аналитических  и сводных показателей анализируются  структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков  по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения  депозитов, кредитов, собственных и  привлеченных средств, долю межбанковских  операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес  и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность  повышения прибыльности и конкурентоспособности  банка.

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как  наиболее распространенным носителям  исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную  систему документации. Унифицированные  типовые документы в банковской системы повышают эффективность  автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки  и другие. Унифицированные формы  документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством  финансов РФ и ЦБ.

Современные АБС предоставляют  получения информации в различных  формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в  текстовом, табличном и графическом  виде. ПЭВМ располагают набором готовых  форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств  общего назначения для работы с документами  табличного типа или представления  информации в табличной форме. АБС  разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые  имеют разнообразные версии и  могут носить встроенный характер.

Внутримашинное ИО формирует  информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.

Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях  информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД) [18]

Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные  инструментальные программные средства, как для проектирования, так и  для управления и поддержания  БД – это, прежде всего, СУБД. В зависимости  от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так  и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

Система должна предоставлять  возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF – форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.

Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в  режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера БД («Clarion», «Oracle»), а при использовании СУБД, основанной на модели «файл – сервер» (Clipper, dBase) режим реального времени эмитируется.

В настоящее время наиболее распространенной СУБД является «Btrieve Tecors Manager» фирмы NOVELL. Программный продукт «Btrieve» является частью ОС NetWare и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы. Среди набора возможностей «Btrieve» отметим основные:

  • реализация модели взаимодействия клиент – сервер, обеспечивающей высокую производительность при многопользовательском доступе к данным;
  • интерфейс с различными языками программирования (C, Pascal, Assembler и другие);
  • управление файлами размером до 4 Гбайт;
  • обработка трансакций, позволяющая выполнять логически связанные изменения в различных файлах;
  • системное журналирование всех изменений в файлах;
  • мониторинг использования системных ресурсов.

Альтернативный подход состоит  в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД «Oracle». В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных, защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle», одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД на ПЭВМ. Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД «Oracle» является достаточно высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило, крупным и средним банкам [18]

Таким образом, для обеспечения комплексности автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных средств, позволяющих оценить состояние банка на любой момент времени, вести скоростной обмен информацией со своими филиалами и отделениями, а также с другими банками, осуществлять разноску сумм по корреспондентским счетам, их обработку и другие функции. Решение комплексных задач автоматизации возможно лишь с привлечением современных программно-аппаратных средств. Поэтому сейчас наметилась тенденция приобретения банками мощных компьютеров и развитого ПО.

 

  1. Проблемы и перспективы развития информационных технологий управления

 

    1. Проблемы внедрения информационных технологий управления. Безопасность информации при автоматизированной обработке

 

Постоянные изменения, происходящие в сфере деятельности банков и  затрагивающие юридическую сферу, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности. БИС должны иметь гибкую структуру  и быть открытыми системами, т.е. допускающими внесение необходимых  изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Поэтому  система должна быть ориентирована  на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на конкретную задачу чистой автоматизации обработки  банковской информации.

Другими словами, система  должна соблюдать принцип целевого характера управления и удовлетворять  требованию открытости для легкого  внесения изменений и наращивания  функциональных ее возможностей по мере необходимости. Это требование реализуется  на принципах строгой параметризованности автоматизируемых объектов и модульности. Главным девизом здесь должна служить ориентация системы на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач [7, c. 98]

Процедуры расширения и настройки  системы должны основываться на так  называемом «связывании» модулей, которое  обеспечивает комплексность системы  за счет их интеграции. Например, оплата извещений по погашению коммунальных платежей клиента одновременно обновляет  позиции в текущих счетах, а  также другие позиции, затронутые операцией.

К специальным требованиям, характерным для банковской сферы, относится прежде всего возможность отката на дату (контрольную точку) либо технологического отката через систему обратных проводок «красное сторно».

При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и возврата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней.

В связи с этим необходимо обеспечить одновременное сопровождение  баз данных, хранящих результаты текущего и прошедшего операционных дней и  осуществляющих долговременное хранение архивов.

 Другим требованием,  которое теперь предъявляют банки  к системам автоматизации своей  деятельности, является блокирование  ввода платежных документов, приводящих  к дебетовому сальдо, чтобы исключить  таким способом пополнение картотеки  № 2. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некорректными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование проводок по всем операциям. Это требование совпадает и с требованием разработчиков.

Выполнение проводок и  изменение лицевых счетов должны осуществляться в реальном масштабе времени. Работа с единой информационной базой позволяет автоматически  распространять любые изменения  всех взаимосвязанных частей базы при  внесении изменений в любую ее часть. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния  лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных  изменений. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных  и годовых оборотов по счетам.

Лицевые счета должны проходить  анализ на ситуацию неоткрытый счет.

Вновь открываемые счета  получают автоматически присваиваемые  номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь  возможность просмотра лицевого счета и оценки его динамики за заданный период. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в  мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и с  различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии [7, c. 103]

Проведение расчетов должно быть своевременным и корректным, иметь точное отражение в учетных  регистрах и осуществляться таким  образом, чтобы по возможности максимально  освобождать сотрудников от выполнения рутинных задач вручную. При этом документооборот в банке желательно сократить.

Требования разработчика в основном связаны со сложившимся  подходом к проектированию автоматизированных систем, а также с собственными его интересами, которые носят  финансовый характер. Это прежде всего соотношение: цена - себестоимость - объем работ.

К интегрированным системам при разработке предъявляются более  ужесточенные требования, чем к локальным  разработкам. Это обусловлено расширенными функциональными запросами комплексности  решений и обязательными системными соглашениями.

Крайне важным является принцип  комплексности разработки, который  предполагает создание совокупности взаимосвязанных  программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы. При  этом для эффективной ее эксплуатации должны соблюдаться принципы согласованной  пропускной способности частей системы  и гибкости информационного обеспечения  при сохранении его единства. Дело в том, что в настоящее время в банках имеются разобщенные информационные фонды, что может приводить к неоднозначным трактовкам экономической ситуации различными сотрудниками банка. Очевидно, что соблюдение единства базы должно сопровождаться однократностью ввода информации.

Операция, проведенная в  отделении банка, при выполнении ряда условий влечет за собой и  другие. Так, при выдаче аккредитива  по истечении определенного срока  может оказаться, что деньги не израсходованы  и подлежат обратному перечислению на расчетный счет. Поскольку операция формализована, она может быть выполнена  и программно.

Поскольку сложившийся в  нашей стране рынок платформ очень  пестр, разработчик для наиболее широкого распространения своей  системы заинтересован в соблюдении принципа мобильности, т.е. в обеспечении  возможности эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.

Использование в качестве опорной концепции разработки системы автоматизации банковской деятельности концепции АРМ как нельзя более соответствует применению целевого подхода в управлении. Определив основные цели сотрудника, можно сформулировать главные системные соглашения по использованию дискетной или сетевой технологии, выбрать необходимый инструментарий. Наличие во многих АРМ одноименных участков позволяет широко использовать перемещаемые блоки типа: расчет нормативных коэффициентов, оценка собственной ликвидности, заключение и ведение договоров и др. и использовать при этом объектно-ориентированный подход [7, c. 109]

Информация о работе Информационных технологий в финансовом менеджменте кредитной организации