Государственный кредит и его роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур. Главным способом их получения является государственный кредит. Мобилизуемые при этом взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственного кредита 4
1.1 Содержание и функции государственного кредита 4
1.2 Классификация государственных займов 7
Глава 2. Роль государственного кредита в экономике страны 12
2.1 Роль государственного кредита в развитии экономики 12
2.2 Управление государственным долгом 14
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ФинМен.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

Государственный кредит и его роль в развитии экономики

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур. Главным способом их получения является государственный кредит. Мобилизуемые при этом взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств.

Таким образом, цель данной работы рассмотреть роль государственного кредита в развитии экономики

В соответствии с целью  предполагается решение следующих  задач:

• дать определение и охарактеризовать сущность термина «государственный кредит»;

• перечислить и обосновать его  функции;

• назвать основные виды и провести классификацию государственных  займов;

• выделить роль государственного кредита в экономике.

• определить задачи и современные  методы управления государственным  долгом.

 

Глава 1. Общая  характеристика государственного кредита

 

1.1 Содержание и функции государственного кредита

 

Государственный кредит в современных  условиях – это система финансовых отношений по привлечению средств, в которой одной стороной выступает  государство, а другой – физические и юридические лица.

В этой системе отношений государственного кредита государство, как правило, выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды  или иные государства – кредиторами. Кроме того, государство может  выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут выполнить своих обязательств, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству1.

В рамках отношений государственного кредита государство может выступать  и как кредитор, предоставляя различные  виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Выступая в качестве кредитора, государство направляет свои кредиты на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты могут быть предоставлены как Минфином России непосредственно, так и через коммерческие банки. 2

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего отсутствием  инвестиционной направленности, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Соответственно, и источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним также выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Величина государственного долга Российской Федерации закрепляется в юридически значимом документе. Например, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 г. установлен в сумме 2249,1 млрд руб. и на 1 января 2011 г.– в сумме 2817,4 млрд руб.; верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2010 г.– в сумме 42,0 млрд долл. или 28,2 млрд евро; на 1 января 2011 г.– в сумме 42,2 млрд долл. или 29,5 млрд. евро. 3

Анализируя содержание государственного кредита, можно сделать  ряд выводов:

• сущность государственного кредита заключается в перераспределении  капитала от частного сектора к государству  на условиях срочности, платности и  возвратности. Вся сумма обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

• современная финансовая политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Следствием разрыва между  объемом текущих расходов и плановых перспективных доходов является дефицит бюджета, обусловливающий возникновение и рост государственного долга;

• государственный долг может являться инструментом перекладывания экономического бремени на последующие  поколения, поскольку источником для  его погашения являются средства бюджета;

• государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством влияния  на уровень инвестиций, кредитную  политику коммерческих банков, общий  объем денежной массы.

Государственный кредит, совмещая в себе функции финансов и функции кредита, выполняет в экономическом механизме страны три основные функции.

1. Функция образования  денежных фондов – привлечение  средств с рынка ссудных капиталов  в централизованные денежные  фонды государства на основе  принципов возвратности, срочности и платности. Условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств. 4

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том  числе и государственные, формируется  на основе факторов:

• доходности – способности  приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости);

• надежности – вероятности  понести потери (риск невозврата вложенных  средств);

• ликвидности – возможности  скорейшего для держателя получения  денежных средств.

Государственные ценные бумаги как правило, считаются, надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, придающих наибольшее значение гарантиям сохранности основного капитала. Как в России, так и в промышленно развитых странах, наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. 5

2. Функция использования  денежных фондов – вытекает  из необходимости возврата привлеченных  средств, который осуществляется  как за счет налоговых и  неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования – погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств;

3. Контрольно-регулирующая  функция государственного кредита  выражается во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

 

1.2 Классификация государственных займов

 

Государственный кредит на практике реализуется в форме  государственных займов. Для обоснования классификации государственных займов необходимо сформулировать расширенное понятие государственного долга. Государственный долг можно определить как совокупность долговых обязательств государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными и международными организациями и иными субъектами международного права, возникающую из государственных заимствований, соглашений о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств предыдущих периодов, а также принятых государством на себя обязательств по гарантиям и поручительствам, а также других обязательств финансового плана, принятых на себя государством. 6

Государственные займы, составляющие основную часть государственного долга, можно классифицировать по нескольким признакам.

По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние  займы – это обязательства  государства перед нерезидентами, а  внутренние –  это обязательства  государства перед резидентами7

По критерию валюты долга – под внешним долгом понимается долговое обязательство, номинированное в иностранной валюте, а под внутренним долгом – обязательство, номинированное в валюте РФ.

По способу обращения  займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в ценные бумаги, свободно обращающиеся после их первичного размещения на рынке.

Нерыночные государственные  займы оформляются в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги – это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

По сроку заимствования  средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения  бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения  бумаг от одного года до пяти лет), и  долгосрочные  (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет) (В специальной литературе встречаются и иные классификации по срокам заимствования.).

По способу обеспечения  возвратности кредитных ресурсов займы  могут быть подразделены на закладные  и беззакладные. Закладные займы  – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом – каким либо имуществом. К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, и поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы – займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

По уровню эмитента займы могут  быть подразделены в зависимости  от уровня размещающего заем государственного органа на федеральные, региональные и  местные займы.

По форме выплаты дохода государственные  займы можно разделить на следующие виды:

• процентные займы. Доход по данному  типу займа устанавливается в  виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена  основная часть государственного долга;

• дисконтные займы. Доход по данному  типу займа инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с  дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании  срока, на который средства были предоставлены  заемщику;

• выигрышные займы. Доход по данному типу займа выплачивается на основе тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

• индексационные займы. Доход по данному типу займа выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

Кроме того, в качестве меры, стимулирующей  инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг. 8

По принципу наличия обязанности  заемщика соблюдать сроки погашения  займа обязательства, эмитированные  заемщиком, можно разделить на обязательства  без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств.

По способу погашения задолженности  займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно; займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, то заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения:  погашение равными долями на протяжении оговоренного срока;  погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока. Подобная форма наиболее удобна в случае, если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта;  погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока. 9

Информация о работе Государственный кредит и его роль в развитии экономики