Финансовое планирование на предприятии на примере ОАО «Потенциал»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; высокая нестабильность внешних условий и факторов; новый стиль руководства персоналом; усиление центробежных сил в экономической организации.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика процесса финансового планирования на уровне предприятия 5
1.1 Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием 7
1.3 Организация планирования 14
2. Методы планирования финансовых показателей 18
3. Анализ финансового планирования на предприятии, на примере ОАО «Потенциал» 23
3.1 Характеристика проектно-сметного бюро – ОАО «Потенциал» 23
3.2 Общий анализ финансового состояния ОАО «Потенциал» 24
3.3 Проблемы совершенствования финансового планирования на предприятии ОАО «Потенциал» 30
3.4 Механизм совершенствования управления финансовым планированием на предприятии ОАО «Потенциал». 32
Заключение 35
Список используемых источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Национальный  Открытый Институт России г. Санкт-Петербург

Кафедра Экономики

Дисциплина Планирование на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Финансовое  планирование на предприятии

на примере  ОАО «Потенциал».

 

 

 

 

 

 

                                                                              Студентки

                                                                                           группы ФК 401- З

                                                                                    Арефиной Т.Б

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

Современный рынок предъявляет  серьезные требования к предприятию. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются: увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности; высокая нестабильность внешних условий и факторов; новый стиль руководства персоналом; усиление центробежных сил в экономической организации.

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются: неопределенность внешней (рыночной) среды; возможность слияния или поглощения другой фирмой; возможность монопольного установления цены реализации продукции; контрактные отношения;

В рыночной экономике  предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут  четко и эффективно планировать  свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы финансового планирования, рассмотреть процесс разработки финансового плана организации.

Объектом исследования является состояние финансового планирования предприятии ОАО «Потенциал»город Первоуральск улица Западная 21, планирующее свою деятельность на 2011 год.

Предмет исследования –  производственно-экономические отношения ОАО «Потенциал» с предприятиями, организациями и прочими пользователями газового хозяйства.

В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
  2. Познакомиться с методикой финансового планирования;
  3. Проанализировать финансовое состояние ОАО «Потенциал»;
  4. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Методология финансового  планирования построена на рассмотрении баланса, материалов, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.

 

 

1 Общая характеристика процесса финансового планирования на уровне предприятия

 

Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

1.1 Сущность  финансового планирования на  предприятии

 

Финансовое планирование - это планирование всех доходов  и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Основные задачи финансового  планирования:

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

- гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет [12];

- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

- контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Руководство любого предприятия  независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания  в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий  период. Группы заинтересованных в  деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. [5]

1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

 

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). [10]

Финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и  оперативное.

Стратегическое финансовое планирование. В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку  от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта.

Слабость распространения  стратегического планирования в  российских фирмах, несмотря на его  существенные преимущества, обусловлена  причинами как объективного, так  и субъективного характера. Наиболее важные факторы таковы:

- Объективные факторы:

- высокая нестабильность внешней среды;

- низкий  уровень общей финансовой культуры фирм;

- высокая зависимость от государственного бюджета.

  1. Субъективные факторы:

- дефицит времени, приоритеты текущих дел;

- мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности;

- недостаточная квалификация управляющих и служащих;

- отсутствие методической базы;

- негативное отношение к планированию;

- теоретический подход к планированию со стороны плановиков

Примерно на половине предприятий России система планирования неэффективна. Неэффективной можно  считать такую систему, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 - 30%. Подобная ситуация представляет собой серьёзную проблему, так как стратегия компании является основой для управления её деятельностью.

Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое предвидение.

Адаптация к внешней  среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с её окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Стратегическое планирование является процессом и состоит  из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов, представленных на рисунке 1

 

Миссия организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней  среды

Обследование сильных и слабых сторон организации


 

Контроль организации  и оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив


Информация о работе Финансовое планирование на предприятии на примере ОАО «Потенциал»