Деятельность государства в области занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:
- рассмотреть государственную политику в области занятости и трудоустройства граждан;
- изучить деятельности государственной службы занятости;

Оглавление

Введение
Глава 1. Деятельность государства в области занятости
1.1.Понятие и формы занятости
1.2. Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства в Р.Ф
Глава 2.
2.1. Методы регулирования государственной политики в области занятости
2.2. Направления государственной политики в области занятости
2.3. Принципы государственной политики в области занятости
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Рынок труда курсач.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Деятельность  государства  в области занятости

1.1.Понятие и формы занятости

1.2. Понятие трудоустройства. Правовая  организация трудоустройства в  Р.Ф

Глава 2.

2.1. Методы регулирования государственной  политики в области занятости

2.2.  Направления государственной  политики в области занятости

2.3. Принципы государственной политики  в области занятости

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Проблема занятости и безработицы – одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень миграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира.  Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

Граждане, будучи собственниками рабочей  силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован  в найме рабочей силы для организации  и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему  прибыль. Государство выступает  в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя  их цивилизованному развитию. Оно  способствует  возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками)  и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации прав граждан  на труд определяются современным законодательством.

Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости  и гарантий реализации права граждан  на труд. Конкретное же регулирование  правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.

Основная цель моей работы заключается  в исследовании и изучении всех существующих направлений, методов регулирования и принципов политики государства в отношении занятости населения. Глубже разобраться в сложившихся проблемах, раскрыть их сущность, найти возможные, эффективные пути решения. Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих тенденций в сфере занятости выделяю основные задачи:

- рассмотреть государственную  политику в области занятости  и трудоустройства граждан;

- изучить деятельности государственной  службы занятости;

- охарактеризовать   статус безработного и особенности трудоустройства граждан;

-изучить и ознакомиться с  основными трудами ученых, деятелей  анализирующих правовые проблемы  занятости;

На мой взгляд, также немало важно  учитывать сложившиеся условия  переходного периода,  когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы (ст.9 Закона о занятости). Государство  же призвано в лице органов службы занятости,  стать посредником между работником и работодателем по содействию в трудоустройстве населения (п.1 ст.8).

Сейчас на первый план выходят новые  приоритеты, а именно - повышение  и рациональное использование трудового  потенциала страны. Для того чтобы  политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда. Основная направленность моей работы заключается в том чтобы изучить и отразить: насколько государство способно справиться с поставленными задачами, эффективны ли современные меры, правовые нормы в области содействия занятости населения и каким образом на сегодняшний день складывается ситуация на рынке труда.

Среди международных норм в области  занятости и защиты от безработицы  можно выделить один из основополагающих нормативных актов - Конвенцию МОТ  № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) в которой провозглашена  цель, к которой должны стремиться все государства мира - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции  решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства.

 

Объект — это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. 
Предмет — это то, что находится в границах объекта.!!!

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Деятельность  государства в области занятости

    1. Понятие и формы занятости

Проблема занятости трудоспособного  населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь  с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в  первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.[1] Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющих  иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных  промыслах и реализующих продукцию  по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор  подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.[2]

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного  посредничества органов службы занятости  или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости)

В обеих формах реализации права граждан на выбор места  работы проявляется важнейший принцип  правового регулирования рынка  труда – принцип свободы трудового  договора.

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального  обучения. Граждане имеют также право  на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению профессора О.В. Смирнова[3], с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и  трудоустройства за границей.  Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность  свободного выезда наших граждан  и благоприятные условия найма  и оплаты труда за границей, то можно  предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой  программой содействия занятости населения  РФ, которая предусматривает совершенствование  правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью  осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов  закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции  МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области  миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной  системы сохранения прав в области  социального обеспечения» (1982 г.) ] и др.

Так же стоит учитывать, что  законодательство РФ о занятости  населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных  граждан, а также на лиц без  гражданства, если иное не предусмотрено  федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с  органами службы занятости населения  и работодателями, играет активную роль,  осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

 

1.2  Понятие  трудоустройства

Проблема занятости трудоспособного  населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь  с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в  первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.[1] Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющих  иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных  промыслах и реализующих продукцию  по договорам;

Информация о работе Деятельность государства в области занятости населения