Бюджетирование как инструмент финансового планирования компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственного коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов производства основываются на глубоких финансовых расчетах, на привлечении, распределении, перераспределении и инвестировании финансовых ресурсов. Ужесточение ценовой конкуренции, малопредсказуемость внешней среды ведет к усилению роли планирования. Этим обусловлена выбранная тема.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность процесса бюджетирования 5
1.2 Основы процесса бюджетирования 11
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АВТОВАЗ» 15
2.1 Характеристика предприятия 15
2.2 Стратегические планы развития 17
2.3 Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 20
3. ОШИБКИ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Файлы: 1 файл

Klepikova_V_V_Kursovaya_rabota_XII.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

Научно-технический центр ОАО «АВТОВАЗ» будет вовлечен в глобальную сеть НИОКР альянса Renault-Nissan: альянс на регулярной основе будет использовать ресурсы и техническую базу центра для испытаний, омологации, прототипирования перспективных моделей.

3. Реформирование системы закупок

ОАО «АВТОВАЗ» осуществит глубокое реформирование системы закупок по следующим направлениям:

– оптимизация базы поставщиков  и выделение стратегической панели поставщиков (с учетом перехода от компонентной сборки к модульной);

– консолидация объемов  закупок с альянсом Renault-Nissan и формирование единой закупочной организации;

– оптимизация объемов  и частоты заказов/доставки.

Для успешного реформирования закупок и локализации глобальных поставщиков автокомпонентов в РФ и Поволжском регионе поставщикам предоставляется возможность организации производства на специально подготовленной территории – в Тольяттинском парке автокомпонентов.

4. Развитие системы  продаж

ОАО «АВТОВАЗ» разовьет систему продаж, опирающуюся на крупнейшую в России товаропроводящую сеть, которая будет использоваться совместно с альянсом Renault-Nissan.

Собственная сеть ОАО  «АВТОВАЗ» к 2014 году будет реструктурирована в целях повышения ее контролируемости и эффективности. К 2020 году собственная сеть составит более 20% всех торговых точек и будет обеспечивать около 30% общих продаж.

Сотрудничество с альянсом Renault-Nissan позволит использовать единые методики планирования спроса, управления дилерами, единую систему гарантийного обслуживания, единую сеть распространения и продажи запасных частей. Планируется, что к 2020 году ОАО «АВТОВАЗ» будет занимать около 70% рынка запасных частей автомобилей LADA.

5. Повышение производительности  труда

ОАО «АВТОВАЗ» выйдет на мировой уровень производительности труда (приблизительно 25 автомобилей на одного работника).

Повышение эффективности будет осуществляться в том числе за счет:

– перепроектирования и  постоянной оптимизации процессов;

– повышения уровня автоматизации  производства и внедрения IT-систем;

– повышения уровня квалификации персонала с учетом лучших практик Renault s.a.s.

6. Кардинальное повышение качества

Программа повышения  качества и удовлетворенности потребителей LADA (LADA Quality Program), начиная с качества проектирования, отбора и развития поставщиков и заканчивая качеством производства, продаж и послепродажного обслуживания, будет учитывать эффективный опыт альянса Renault-Nissan и позволит снизить количество претензий потребителей в первые три месяца эксплуатации (на тысячу автомобилей) в 4 раза к 2014 году и в 6 раз к 2020 году.

 

2.3 Основные  показатели деятельности ОАО  «АВТОВАЗ»

 

В соответствии с «Программй развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года» основная задача Общества на 2011 год – стабилизация финансового состояния и восприятие передовых технологий партнёра.

В рамках данной задачи перед Обществом  были поставлены следующие цели:

• объём производства, выручка, прибыль  от продаж, рентабельность продаж не ниже показателей 2010 года;

• рост продаж;

• снижение затрат на производство;

• повышение качества и конкурентоспособности продукции;

• повышение эффективности производства и реализации разобранных серий и экспортных автомобилей;

• освоение производства новых моделей автомобилей, соответствующих  требованиям потребителей;

• продолжение работы по внедрению мероприятий, направленных на получение дополнительной прибыли  за счет конструкторско-технологических  изменений.

В условиях продолжающегося  роста российского рынка легковых автомобилей и жёсткой конкуренции со стороны иностранных производителей поставленная перед Обществом задача по итогам 2011 года выполнена:

• отчётный год завершён с положительным финансовым результатом  в размере 3106 млн. руб. чистой прибыли, что выше фактического показателя 2010 года на 634 млн. руб. или 25,6%;

• рост производства в  денежном выражении составил 26,9%;

• рост продаж автомобилей  и машинокомплектов составил 18%;

• показатели выручки  и валовой прибыли выше показателей 2010 года на 27,6% и 34,3% соответственно;

• показатели рентабельности по валовой прибыли и рентабельности по чистой прибыли сохранены на уровне факта 2010 года.

Однако несмотря на рост производства и продаж, показатель рентабельности продаж ниже фактического показателя 2010 года. Основная причина невыполнения данного показателя – изменения в структуре модельного ряда выпускаемой продукции с учетом изменения спроса на рынке РФ в течение 2011 года: снижение удельного веса производства и реализации автомобилей LADA Priora, LADA Kalina за счет увеличения производства автомобилей «классической» компоновки. Изменение структуры производства под требования рынка привело к снижению произведенной прибыли.

В этих условиях, в 2011 году были приняты решения о переходе на новую систему работы с дилерами в целях повышения эффективности торговой деятельности и уменьшения влияния внешних факторов, что способствовало сохранению доли рынка, но потребовало дополнительных расходов, оказавших влияние на рентабельность продаж.

Для дальнейшей стабилизации финансового состояния и укрепления позиций на автомобильном рынке ОАО «АВТОВАЗ» продолжает работу по следующим направлениям:

• оптимизация затрат и сокращение накладных расходов;

• повышение эффективности  действующего производства;

• снижение энергоемкости  производства продукции путем обеспечения рационального и эффективного потребления энергоресурсов;

• повышение качества и конкурентоспособности продукции, внедрение новых опций автомобилей для удовлетворения спроса покупателей;

• обновление производственных мощностей;

• освоение производства новых моделей автомобилей, соответствующих требованиям потребителей;

• укрепление стратегического  партнерства с альянсом Renault-Nissan;

• преобразование производственного  периметра (выделение структурных  подразделений Общества в ДЗО);

• реализация непрофильных активов.

Инвестиционная деятельность. Основные источники финансирования инвестиционной деятельности за счет заемных средств: среднесрочные кредиты, инструменты торгового финансирования и беспроцентные долгосрочные займы. В целях минимизации обслуживания кредитного портфеля, направленного на финансирование инвестиционной деятельности, организована работа по субсидированию процентной ставки по кредитам.

Для финансирования инвестиционных импортных контрактов в 2011 году разработаны и реализованы оптимальные формы расчетов с применением инструментов торгового финансирования: непокрытые аккредитивы и банковские гарантии. Использование данных инструментов позволило равномерно распределить выплаты по контрактам во времени.

Денежные средства в  объёме 4,4 млрд. руб., поступившие при размещении дополнительной эмиссии ОАО «АВТОВАЗ», направлены на покупку оборудования по проекту «Автомобили на платформе B0».

Финансирование инвестиций. В рамках реализации «Программы развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года» организовано своевременное финансирование инвестиционной программы.

Наиболее приоритетными  при финансировании инвестиций в 2011 году были следующие направления:

– «автомобили на платформе  В0»;

– «семейство автомобилей LADA 2190»;

– «модернизация 8-клапанных  двигателей»;

– «проект Евро 4».

Для постановки на производство перспективных автомобилей на платформе В0 совместно с Renault и Nissan в 2011 году организована работа по закупке оборудования с применением эффективных условий финансирования и условий расчетов.

Фактические объемы финансирования инвестиций в 2011 году составили 15,34 млрд. руб.

Из объемов финансирования инвестиций в 2011 году составили:

– собственные средства – 13,47 млрд руб.;

– заёмные средства – 1,87 млрд руб.

Основные показатели  деятельности ОАО «АВТОВАЗ» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные показатели деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

Наименование показателя

Единица измерения

2010 г.

2011 г.

Отклонение

1

2

3

4

5=(4-3)

Реализация 

       

автомобилей

шт.

549650

613

63501

на рынке РФ

шт.

505811

557131

51320

на экспортных рынках

шт.

43839

56020

12181

машинокомплектов

шт.

77626

127251

49625

Производство 

       

автомобилей

шт.

545450

593296

47846

Производства ОАО «АВТОВАЗ»

шт.

545450

561669

16219

cемейство LADA Kalina

шт.

112811

148985

36174

cемейство LADA Priora

шт.

123876

151781

27905

cемейство LADA Granta

шт.

-

2077

2077

Производства ООО «ОАГ»

шт.

-

31627

31627

машинокомплектов

усл. м/к

77626

127251

49625

в т.ч. поставки для ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ»

усл. м/к

36996

57765

20796

Выручка

млн. руб.

137027

174846

37819

Валовая прибыль

Рентабельность по валовой прибыли

млн. руб.

%

15034

11,0

20192

11,5

5158

0,5

Прибыль от продаж

Рентабельность по прибыли от продаж

млн. руб.

%

4599

3,4

4659

2,7

60

-0,7


Продолжение таблицы 1

Чистая прибыль 

Рентабельность по чистой прибыли

млн. руб.

%

2472

1,8

3106

1,8

634

-

Средняя заработная плата (на конец года)

руб./мес.

19777

22563

2786

Среднесписочная численность персонала (с учетом временных работников)

чел.

75447

74355

-1092

Чистые активы

млн. руб.

11830

32404

20574

Коэффициент соотношения  заемных средств к собственному капиталу

 

6,66

1,94

(4,72)

Коэффициент текущей  ликвидности

 

0,73

1,48

0,75

Коэффициент быстрой  ликвидности

 

0,38

0,77

0,39

Чистые оборотные активы (оборотный капитал)

млн. руб.

(17457)

14495

31952


 

Рост выручки, главным образом, связан с увеличением реализации продукции на внутреннем рынке на 41,5% - здесь главную роль сыграла программа утилизации старых автомобилей, которая завершилась 23 июня 2011 года. В рамках этого проекта за январь-июнь 2011 года АВТОВАЗ продал 373,6 тыс. автомобилей (это 79% всех продаж по утилизации). На увеличение выручки от реализации продукции повлиял и рост продаж автомобилей на прочих рынках, увеличение сбыта товарных автомобилей и сборочных машинокомплектов собственного производства на 41%, реализация автомобильных запчастей отечественного выпуска на 47,12%. Тем не менее, необходимо отметить и рост себестоимости реализации продукции в 1 полугодии 2011 года на 34% до 71 520 млн. рублей по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Увеличение показателя произошло в связи с повышением затрат на оплату труда на 57% (до 11807 млн. рублей) и ростом издержек на товары для перепродажи на 57% (до 53219 млн. рублей). Примечательно, что за рассматриваемый период показатель чистого долга сократился на 25% (до 56925 млн. рублей) по отношению к концу 2010 года. В итоге автоконцерну удалось нарастить чистую прибыль на 634 млн. руб.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент финансового планирования компании