Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
• Исследованы существующие методы и подходы к анализу финансового состояния организации;
• Проведена оценка динамики и структуры статей баланса анализируемого предприятия, рассчитаны основные финансовых показателей;
• Определены основные направления улучшения финансового состояния предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность финансового состояния предприятия. 7
1.2. Система показателей оценки финансового состояния предприятия 10
1.3. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ВИТА+» 10
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ВИТА+» 10
2.2. Оценка финансового состояния предприятия ОАО «ВИТА+» 10
2.3. Анализ динамики прибыльности и рентабельности ОАО «ВИТА+» 10
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОАО «ВИТА+» НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 10
3.1. Пути повышения рентабельности ОАО «ВИТА+» 10
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия и 10
повышению финансовой устойчивости предприятия Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния.docx

— 314.76 Кб (Скачать)

Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Стороны, заинтересованные в информации о  деятельности предприятия, можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи.

Существует множество методик  и приемов анализа и оценки финансового состояния организации.    Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сведения и группировки,  прием цепных подстановок.  Для решения экономических задач, содержание которых может быть выражено с помощью математических зависимостей, используются экономико-математические методы.

Все вышеперечисленные методы анализа  относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

Стремясь решить конкретные вопросы  и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.

Финансовые показатели - показатели финансовой деятельности фирмы, данные, характеризующие различные стороны деятельности, связанной с образованием и использованием денежных фондов и накоплений.

Финансовые коэффициенты характеризуют  пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль важнейший показатель, характеризующий  финансовый результат деятельности предприятия. В увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размер дивидендов и других доходов.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ВИТА+»

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ВИТА+»

ОАО"ВИТА+" - одна из крупнейших розничных сетей по продвижению персональной цифровой электроники и услуг на базе передовых технологий. Фактический и юридический адрес предприятия общества: Московская область г. Реутов, ул. Ленина, 37/2.

ОАО"ВИТА+" - официальный партнер ведущих производителей: Samsung, Sony Ericsson, Sharp, LG, Voxtel, Pentax, Fly, Philips, Sony, Motorola, Panasonic

В ассортименте сети ОАО"ВИТА+" представлен широкий выбор мобильных телефонов, радиотелефонов (DECT), MP3- и DVD-плееров, цифровых фото-видео-камер.

ОАО"ВИТА+" имеет статус "Федерального дилера" операторов «большой тройки» - МТС, Билайн, Мегафон – а также дилера региональных мобильных сетей, предоставляя широкий спектр услуг - от подключения к тарифным планам до оплаты услуг операторов через универсальную платежную систему CyberPlat

Компания  является дилером Билайн, Мегафон  и региональных мобильных сетей, предоставляя широкий спектр услуг - от подключения к тарифным планам до оплаты услуг операторов через универсальную платежную систему CyberPlat

В ОАО"ВИТА+" действует система покупки мобильной электроники в кредит совместно с банками "Русский стандарт", Home Credit, "Альфа-банк"

Дополнительные  услуги: печать фотографий, автострахование, оцифровка видео и т.д.

ОАО"ВИТА" входит в тройку лидеров российского рынка мобильного ритейла. Количество центров мобильной электроники превышает 145, из них магазинов собственной розницы – 56.

Крупнейшая  программа франчайзинга в отрасли – более 50 партнеров.

На сегодняшний  день региональная розничная сеть «ВИТА+» управляется 5 филиалами в городах:

- Воронеж

- Саратов

- Пермь

- Красноярск

- Новосибирск

В 8 городах открыты логистические центры компании, которые обрабатывают и распределяют товар как для нужд собственной розницы, так и франчайзинговых партнеров.

Платежеспособность  и финансовая устойчивость ОАО«ВИТА+» определяется целым комплексом показателей, расчет которых должен базироваться на достоверной информации. Использование информации, которая не отвечает современным требованиям полноты, точности, достоверности, своевременности, может привести к ошибочным выводам и, как результат, к негативным последствиям. В качестве таких негативных последствий рассматривают, прежде всего, угрозу несостоятельности, то есть – банкротство.

В результате анализ становится одной из функций  современного менеджмента. Вооруженный результатами анализа, руководитель любого уровня может реально оценить сложившуюся ситуацию, рассмотреть различные альтернативные решения и выбрать то, которое, по его мнению, наиболее полно отвечает решению поставленной задачи.

Таким образом, современный процесс управления хозяйствующим субъектом невозможно представить без качественного  анализа и оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, охватывающего все стороны деятельности предприятия. Особое место в системе экономического анализа занимает анализ, оценка и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия, поскольку только финансово устойчивое предприятие может рассчитывать на длительное функционирование.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных  условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать платежеспособность и финансовую устойчивость, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов и достаточно оперативно и правильно изменять хозяйственную ситуацию и искать подход, являющийся оптимальным в конкретных условиях. В таблице 2 приведены основные  технико-экономические показатели деятельности ОАО «ВИТА+» в сравнении за 2010-2012 гг.

Таблица 2 - Технико-экономические показатели деятельности ОАО «ВИТА+»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

тыс. руб.

%

1. Выручка от продаж, (тыс. руб.)

72900

 

88600

 

102400

 

+13800

 

+15,58

2. Себестоимость реализованной продукции, (тыс. руб.)

45630

 

52280

 

61207

 

+8927

 

+17,08

3. Валовая прибыль, (тыс. руб.)

25650

 

36320

 

41193

 

+4873

 

+13,42

4. Управленческие расходы,(тыс.руб.)

 

6547

 

9880

 

10266

 

+386

 

+3,91

5. Расходы на продажу, (тыс. руб.)

20900

22540

26008

+3468

+15,38

6. Прибыль от продаж, (тыс. руб.)

2700

3938

4919

+981

+24,91

7. Налог на прибыль, (тыс. руб.)

560

964

1187

+223

+23,13

8. Нераспределенная прибыль, (тыс.руб.)

 

2001

2255

2842

+587

+26,03

9.Численность персонала всего, (чел.)

107

120

122

+2

+1,67

10. Стоимость капитала, (тыс.руб.)

87

99

100

+1

+1,01

В том числе:

12050

16026

19636

+3610

+22,53

-основного

- оборотного

4050

4444

5010

+566

+12,74

11. Рентабельность, %

- продаж (стр. 6/стр. 1)

 

8760

11582

14626

+3040

+26,28

- производства (стр. 6/стр.2)

4,1

 

4,44

 

4,80

 

+0,36

 

+8,11

- капитала (прибыль до н/о/стр.11)

7,03

7,53

8,04

+0,51

+6,77

В том числе:

24,3

25,07

25,18

+0,11

+0,44

-основного

-оборотного

80,5

90,41

98,70

+8,29

+9,17

 

30,3

34,69

33,81

-0,88

-2,54


 

Как видно  за отчетный период наблюдается увеличение объемов производства и продаж. Оно составило 13800 тысяч рублей или 15,58 %. В то же время следует отметить, что уровень роста валовой прибыли составил 13,42 %. Отставание темпов роста  этого показателя по сравнению с ростом объемов продаж объясняется тем, что себестоимость продукции, которая определена как прямые затраты, растет более быстрыми темпами. По этой группе расходов произошло увеличение на 8927 тысяч рублей, или 17,08 %. Как показывает сравнительный анализ, этот показатель на 1,5 пункта выше темпов роста объема продаж.

В отношении  расходов на продажу (коммерческих расходов) следует отметить, что эти затраты  также увеличились на 15,38 %. Это  связано с тем, что предприятие  вынуждено вкладывать значительные суммы денежных средств  в  рекламную  компанию,  поскольку  конкуренция  в  этой   области деятельности значительна.

Затраты  по статье «Управленческие расходы» также несколько увеличились, однако это увеличение в абсолютном значении составило всего 386 тысяч рублей или 3,91 %.

Имущественный потенциал организации увеличился с 16026 тысяч рублей до 19636 тысяч рублей или на 22,53 %. Увеличение произошло  как по группе основного капитала, так и оборотного. Причем, оборотный  капитал растет более высокими темпами, чем основной.  Но, рассматривая соотношение между темпами роста прибыли, объема реализации и имущественного потенциала, можно убедиться, что и здесь имеются нарушения.

2.2. Оценка финансового состояния предприятия

Данные  бухгалтерской отчетности показывают, что за время работы ОАО «ВИТА+» зарекомендовало себя как надежный деловой партнер, который неукоснительно исполняет свои обязательства по платежам, а также не допускает нарушений договорных обязательств.

«Золотое  правило  экономики»  гласит,  что  темпы  роста  прибыли  должны быть выше, чем темпы роста  объема реализации, которые в свою очередь должны быть выше темпов роста  имущественного потенциала. ОАО «ВИТА+» не обеспечило соблюдение такого соотношения. В таблице 1 приведены данные, подтверждающие нарушение указанного соотношения.

Таблица1-Анализ темпов роста прибыли, объема реализации и авансированного капитала в ОАО «ВИТА+»

Показатели

2010год тыс.руб

2011 год

тыс.руб.

2012 год

тыс.руб.

Темпы роста, %

1. Прибыль до налогообложения

3500

4018

4945

123,07

2. Объем продаж

78010

88600

102400

115,58

3. Авансированный капитал

12800

16026

19636

122,53


 

Как видно  из приведенных расчетов, ОАО «ВИТА+» добилось увеличения прибыли  и  объемов  реализации за счет роста авансированного капитала  (рис. 1).

Рисунок 1-Основные показатели ОАО«ВИТА+»за2010г.(с) 2011г(ф) 2012г(ч)

 

То есть при росте имущественного потенциала на 122,53 % объемы продаж выросли всего  на 115,58 %. Как положительный факт следует отметить, что темп роста прибыли до налогообложения составил 123,07 %.

На следующем  этапе изучалось использование  основных фондов и производственных мощностей предприятия. Вся информация, необходимая для проведения аналитических  процедур по данному направлению  анализа, содержится в бухгалтерской  отчетности.

При этом были просчитаны показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и  другие (табл. 3).

Таблица 3-Показатели использования основного капитала ОАО «ВИТА+»

Показатели

2010г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

1. Среднегодовая стоимость основных фондов, (тыс. руб.)

3501

 

3980

 

4242

 

+262

2. Численность работающих, (чел.)

118

120

122

+2

3. Выручка от продаж, (тыс. руб.)

69029

88600

102400

+13800

4. Прибыль от продаж, (тыс. руб.)

3010

3938

4919

+981

5. Фондоотдача, (п.3/п.1)

19,3

22,26

24,14

1,88

6. Фондоемкость, (п.1/п.3)

0,4

0,04

0,04

-

7.Фондовооруженность, тыс. руб./чел  (п.1/п.2)

32,6

33,17

34,77

+1,60

8. Рентабельность основных фондов,% (п.4/п.1)

82001

98,94

115,96

+17,02

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия