Взгляды философов Понятие и сущность сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

Сознание является одной из традиционных философских загадок. В общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями.

Оглавление

Введение
1. Проблема сознания в философии. Функции, структура, уровни сознания. Сознание и язык.
2. Проблема бессознательного в истории философии
3. Общественное сознание (уровни, формы, структура).
4. Проблема идеального сознания
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия основная.docx

— 35.94 Кб (Скачать)

Введение

Сознание является одной  из традиционных философских загадок. В общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских  понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга  и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и  ненаучными знаниями. Для философии  понятие сознания важно потому, что  те или иные подходы к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

В разные исторические периоды  складывались неодинаковые представления  о сознании, накапливались естественно-научные  знания, изменялись теоретико-методологические основания. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало

Цель данной контрольной  работы: изучить проблему сознания в философии, функции, структуру и уровни сознания, проблемы связанные с бессознательностью в истории философии, идеального и общественного сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема сознания  в философии. Функции, структура,  уровни сознания. Сознание и язык.

Сознание является одной  из традиционных вечных философских  загадок. Постоянное воспроизводство  ее в истории культуры, философии  и науки свидетельствует не только о существовании теоретических  и методических затруднений в  ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих  философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную  с деятельностью мозга и его  продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Без выяснения места  и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной  картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались  естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания  анализа. Современная наука, используя  достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной  основы сознания, но одновременно выявила  новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально  иных теоретико-методологических подходов философского анализа.

Традиционно считается, что  заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона  такой проблемы не существовало. Носителем  мыслей и чувств человека считалась  душа, которая сводилась к первооснове  всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают  душу как образование, состоящее  из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые  выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную  чувственному, предметному, материальному  миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции.

В философии сложились  и сохраняют свое значение в современной  культуре следующие концепции сознания.

•  Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете, трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

•   Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли). [3]

•   Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

•   Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

•   Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

•   Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Сознание – идеальный  образ, снимок, копия, отражение в  мозгу субъекта материального объекта.

Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной  самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии  на материальный мир.

Сознание - продукт общественно-исторического  развития, вне общества оно не возникает  и не может существовать.

Сознание как идеальное  отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных  концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства  и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении  вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а  практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует  о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят  идеи об ирреальности, трансцендентности  сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и  особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Разнообразие интерпретаций  сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Представители  современного конкретно-научного знания и философские системы, ориентирующиеся  на науку, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие  от других дает возможность исследовать  различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Однако, несмотря на популярность в научном  сообществе, данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых  на практике ответов на самые сложные, фундаментальные вопросы проблемы сознания:

•  Как в процессе эволюции неживой, неощущающей природы возникла мыслящая материя?

•  Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания?

•  Что такое идеальное, какова его природа? И другие.

Указанные вопросы непосредственно  связаны с общей философской  и научной проблемой происхождения  человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В  рамках этой гипотезы сформулированы несколько идей, в частности концепция  отражения и концепция эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема бессознательного  в истории философии

В широком смысле понятие  бессознательное представляет собой  совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических  теорий бессознательное - особая сфера  психического или система процессов, качественно отличных от явлений  сознания. Термин «бессознательное»  используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются [4].

Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о  познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего  тождество сознательного и психического, послужили источником представлений  о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто  физиологическая, но не психическая  деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном  выдвинул Шопенгауэр, продолжателем выступил Э.Гартман.

В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств [4].

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области  психопатологии, где в целях терапии  стали применять специфические  методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической  школы (Ж. Шарко и др.), позволили  вскрыть отличную от сознательной психическую  деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция  З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического  характера, которые не осознаются в  силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться, и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско-психологических концепций [4].

Фрейд и его сторонники одними из первых попытались понять эти  явления, а через них и всю  символическую активность сознания. «Для нас основной смысл фрейдовского психоаналитического бессознательного состоит в том, что, согласно Фрейду, бессознательное представляет собой  оборотную сторону сознания, психологическую  сущность которого можно понять только через соответствующее толкование этого, если употребить здесь несколько  искусственно звучащее словосочетание, «сознания – оборотня». Ели бы не это свойство бессознательного психического проявляться в виде символических  образов сознания, давно уже отчужденных  от него самого, то есть в виде отчужденного сознания, мы о нем вообще ничего бы не узнали».

3. Общественное  сознание (уровни, формы, структура).

Общественное сознание как  отражение общественного бытия, социальной реальности, носит конкретно-исторический характер. В структуре общественного  сознания выделяют обыденный уровень, общественную психологию и общественную идеологию. К формам общественном сознания относятся – мифологическое, религиозное, философское, научное, экономическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое и др.

Информация о работе Взгляды философов Понятие и сущность сознания