Взаимодействие природы и общества: проблемы и противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является установление аспектов взаимодействия общества и природы. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.раскрыть проблему отношения человека и природы в философии;
2.рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;
3.рассмотреть проблемы во взаимодействии общества и природы.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 79.00 Кб (Скачать)


Введение

 

 

Природа в философии  понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт  деятельности человека. Взаимоотношение  общества с природой понимается как  отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

 

В философском плане  природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Главная проблема антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы.

  Целью данного исследования является установление аспектов взаимодействия общества и природы. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.раскрыть проблему отношения человека и природы в философии;

2.рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;

3.рассмотреть проблемы во взаимодействии общества и природы. 

1. Естественная основа жизни  общества

    Человек, не смотря на всю свою  сегодняшнюю мощь и независимость, является  составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

      Достаточно  очевидная зависимость человека  от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

      У исследователей  этой проблемы первоначально  часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась  второстепенная роль.

     Так, создатель теории психоанализа З.Фрейд считал, что в антропосоциогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Общество для защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.

      Представители  неофрейдизма, в частности Э. Фромм,  усматривали меньшую долю влияния  на человека биологических, в  том числе сексуальных факторов, и увеличение значения общественных  связей. Но в целом в их рассуждениях по-прежнему в значительной степени присутствует биологический подход.

     Представители  философской антропологии М.Шеллер (1874-1928), А. Гелен (1904-1976) и другие  рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно - научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

      Тесная  связь общества  с природой, схожесть  поведений животных природе и  людей в обществе привели некоторых  мыслителей к выводу о том,  что общество по своей сути  является биологическим  суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам  естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле (Германия) и др.

       Сущность  органической теории заключается  в том, что человеческое общество  уподобляется биологическому организму,  живому телу. Согласно этой теории  структура и функционирование  общества аналогичны строению  и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил А. Шеффле.

        Разумеется, человек – биологическое  существо. Однако современный научный анализ показывает, что лишь 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Вписанность человека в общество, наличие специфически человеческого образа жизни способствует возрастанию роли социальных закономерностей. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам. Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.

        Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития в обществе обусловило появление специфического вида социальной общности – человеческой семьи. Семья выполняет как биологические, так и социальные: хозяйственные, воспитательные и другие – функции. Ее биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека. И в этом отношении семья как ячейка человеческого общества наиболее тесно связана с природой. Роль семьи как фактора воспроизводства населения всегда остается стабильной. Эта функция тесно связана с демографическим фактором, проблемой народонаселения.

       Народонаселение  – это совокупность людей,  проживающих  в пределах определенных  территорий: части страны, всей страны, групп стран, всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальных благ определяет возможности развития общества. При этом для нормального развития  производства и общества в целом необходим определенный минимум народонаселения. Напротив, переизбыток населения может негативно сказываться на материальной жизни общества и даже привести к социальным конфликтам и взрывам.

     

2.Географическая среда, окружающая среда, биосфера

      Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без таких понятий, как «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера». Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие свойств природы является естественной основой разделения труда человека.

       Влияние конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа неоспоримо и в то же время весьма различно. Так, например, при наличии благоприятных природных условий для производства единицы сельскохозяйственных продуктов требуется затратить, например, 6-7 часов. В то же время при неблагоприятных климатических условиях на это уходит уже 20 или 30 часов. Такое различие было особенно чувствительным на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их использованием в готовом виде.

       Почему древние  цивилизации возникли первоначально  у народов южных стран –  на берегах Нила, Ефрата, Тигра,  Ганга, Инда и т.д., а не у  народов Севера? Одной из важнейших причин этого были природные условия. Например, климат Древнего Египта в большой мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал  меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов. Благоприятное географическое положение вело к тому, что даже при тогдашнем довольно низком уровне развития производительных сил именно на Юге в первую очередь открывалась лучшая возможность для развития разделения  труда, частной собственности, возникновения прибавочного продукта, развития культуры и всего общества. Словом, природные условия, очевидно, способствовали ускорению общественного развития народов южных стран по сравнению с народами стран холодного климата.

       Однако лучшие  природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом  на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же положительная роль благоприятных природных условий превратилась здесь в отрицательную: они не стимулировали у южных народов последующего общественного развития.

       Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем  географическая среда. Оно включает в себя помимо поверхности Земли и ее недр также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу. 

      Биосфера есть  сфера действия всего живого. Она включает в себя как  сами живые организмы, так и  сферу их обитания (верхняя часть  земной коры, вода, атмосфера). Биосфера  произвела огромные изменения  в самой структуре планеты.  Она также тесно связана с космосом. Изучению теории биосферы и ее влиянию много внимания уделил выдающийся русский ученый В. И. Вернадский (1863-1945).

      Положительные для  человека моменты освоения и  преобразования естественных природных  источников и богатств, составных частей естественной среды обитания неоспоримы. Это, прежде всего рост материальных и духовных ценностей, более высокий уровень жизни. Но человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать и нечто свое.

      Искусственная среда обитания – это все то, что создано человеком: разнообразные предметы, выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания  непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе человеческое общество без крупных городов, домов, автомобилей, заводов, дорог и т.д. Но, несмотря на кажущуюся независимость общества, было бы невозможно без матушки природы.

 

 

3.Географический детерминизм и  теория геополитики

     Степень воздействия природы на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления в социологии – географического детерминизма. Дань ему отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Г.Бокль,  Л. Мечников, К. Риттер и др. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов. Так, например, Монтескье, Реклю, Бокль считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Характерно такое высказывание французского писателя, ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Английский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии соответствующим жарким климатом, влияющим на психику индусов.

       В  отличие от слишком категоричных  выводов Г. Бокля и Ш. Монтескье  интересной и оригинальной по  своей сути является «океаническая  концепция» Л. Мечникова (1838-1888). В своей работе «Цивилизация  и великие исторические реки» Л. Мечников приходит к выводу о том, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первая из них – речная. В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Мессапотамии. Затем возникла Средиземноморская цивилизация позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемещаться с континента на континент. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой океанической цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможности спорности данной теории Л. Мечникова в ней, в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развитие общества, не находится места для населения, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носит гуманистический, общечеловеческий характер.

       Географический  детерминизм в целом мирно  пропагандировал свои идеи. В  то же время постулаты геополитики,  теории, опирающейся на выводы  географического детерминизма о  значении природных факторов, могут  носить весьма агрессивный характер. Теорию геополитики разрабатывали в основном ученые Западной Европы. Среди них Ф. Ратцель, 
Р. Челлен – автор термина «геополитика», появившегося в 1916 г., и др.

       Согласно  этой теории политика государства  во многом определяется различными  географическими факторами. История человеческого общества толкуется как борьба государств, которые подобно биологическим организмам воюют за жизненное пространство.

      Влияние  природной среды на жизнь общества  особенно ярко выражено в сфере  производства. Материальное производство находится в теснейшем диалектическом единстве с природой. В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».

         Зависимость материального производства и общества от природы накладывает в свою очередь на производственную деятельность определенные ограничения. Они касаются, прежде всего, разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе производства. Неотъемлемым здесь должен стать принцип: «Не навреди!»

Информация о работе Взаимодействие природы и общества: проблемы и противоречия