Возникновение буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:20, реферат

Краткое описание

Изучение обстоятельств возникновения буддизма затрудняется тем, что древнеиндийских хроник с изложением последовательности событий и указанием на точные даты просто не существует. Но многочисленные исследования индологов все же раскрывают перед нами события, происходившие в то время, поэтому общественная обстановка в Индии того периода (середина первого тысячелетия до н. э.) в основных чертах известна. К этому времени оформился сословно-кастовый строй, укрепились рабовладельческие отношения, слабели племенные и родовые связи, менялись прежние взгляды и представления.

Файлы: 1 файл

1 Возникновение буддизма.docx

— 16.94 Кб (Скачать)

     1 Возникновение буддизма

     Для того чтобы лучше понять сущность философского учения Будды, нужно показать условия возникновения и распространения  буддизма, его общественную роль.

     На  вопрос о возникновении этой религии  любой буддист ответит, что более  двух тысяч лет назад ее возвестил  людям Шакьямуни («отшельник из племени  шакьев»), то есть Будда, что означает «просветленный высшим знанием». Среди  буддистов нет единого мнения о годах его жизни. По научной  версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 гг. до н. э. Если верить наиболее консервативной буддийской школе – Тхеревада - Будда жил с 624 по 544 гг. до н. э.

     Задолго до возникновения буддизма Индия  имела оригинальные религиозные  учения, традиции и культуры. Существовала такая религия, как ведизм, который  уже содержал черты, характерные  для более поздних индийских  религий, в том числе и буддизма. К этим чертам можно отнести почитание  некоторых растений и животных, большинство  бытовых и семейных обрядов1.

     Изучение  обстоятельств возникновения буддизма затрудняется тем, что древнеиндийских  хроник с изложением последовательности событий и указанием на точные даты просто не существует. Но многочисленные исследования индологов все же раскрывают перед нами события, происходившие  в то время, поэтому общественная обстановка в Индии того периода (середина первого тысячелетия до н. э.) в основных чертах известна. К  этому времени оформился сословно-кастовый строй, укрепились рабовладельческие  отношения, слабели племенные и  родовые связи, менялись прежние  взгляды и представления.

     Классовые отношения осложнялись системой варн, которая отражала усиливающуюся  классовую дифференциацию и классовую  борьбу. Самые различные группы населения  подверглись жестокой эксплуатации. Часто оказывались в худшем положении, чем рабы, различные категории внекастовых, всевозможные «наемные работники».

     В 6 в. до н. э. на территории Индии существовало множество небольших государств. В Северо - Восточной Индии, где  проходила деятельность Будды, их было 16.

     В 5 в. до н. э. делаются попытки увеличить  рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Высшей фазой развития рабовладения в Индии  был период объединения ее империей Маурья. «Именно в маурийскую эпоху  возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно-кастовой организации, важнейшие институты  древнеиндийского общества и государства, получил развитие ряд религиозно-философских  течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился  в одну из трех мировых религий».

     На  фоне такой неспокойной жизни  всегда обостряются религиозные  поиски, люди стремятся обрести душевное равновесие вдали от общества.

     Появляется  множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих  подаянием. Именно среди аскетов-отшельников  и зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к  вещам, людям, месту, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Представителей этих новых учений называли шраманалами («шрамана» означает «совершающий духовное усилие»).

     Выдвигается идея единого морального начала как  фактора спасения для любого человека. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что, в частности, и  явилось одной из причин превращения  его в мировую религию.

     Буддизм связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и  религиозно-философскими системами  Древней Индии. Таким образом, появление  буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно.

     Ранний  буддизм был для индийца дополнением  мышления и действия, которые были ему знакомы с древних времен из йоги. Даже сам отход Будды  от телесного, заповедь телесного аскетизма  остались для многих непонятными, как  бы широко ни был распространен в  стране аскетизм.

     Сильнее и более соответствующим индийской  сути были распространенные, особенно у коренных жителей на востоке, фаллические  культы народной религии. Из них возник тантрический вариант буддизма.

     В 3 – 1 вв. до н. э. и в первых веках  н. э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается связное  жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи-теологи  разрабатывают логические «обоснования»  основных религиозных догм, иногда именуемые «философией буддизма».

     Одновременно  развивалась и другая, морально-культовая  сторона буддизма, т. е. «путь», который  может привести каждого к прекращению  страданий. Этот «путь» и был тем  идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию  трудящихся масс в повиновении.

Информация о работе Возникновение буддизма