Влияние конфуцианства на развитие современной Китайской Народной Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:56, доклад

Краткое описание

В конце ХХ века в мире произошел кризис большинства социалистических режимов (Венгрия, Румыния, Болгария), исчезли с мировой политической карты некоторые социалистические страны (Югославия, СССР, Чехословакия), а большинство других (Куба, Вьетнам, КНДР) – выглядят довольно слабо после потери поддержки от своих более маститых союзников. И лишь Китайская народная республика не только не потеряла своих позиций на мировой арене, но и наращивает их самыми быстрыми темпами в мире[1], модернизируя и политическую сферу, и экономику, и социальную сторону жизни.

Файлы: 1 файл

Влияние конфуцианства на развитие современной Китайской Народной Республики.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Влияние конфуцианства  на развитие современной Китайской  Народной Республики

16 сентября 2012 - Глеб Жижанов

 В конце ХХ века в мире произошел кризис большинства социалистических режимов (Венгрия, Румыния,  Болгария), исчезли с мировой политической карты некоторые социалистические страны (Югославия, СССР, Чехословакия), а большинство других (Куба, Вьетнам, КНДР) – выглядят довольно слабо после потери поддержки от своих более маститых союзников. И лишь Китайская народная республика не только не потеряла своих позиций на мировой арене, но и наращивает их самыми быстрыми темпами в мире[1], модернизируя и политическую сферу, и экономику, и социальную сторону жизни.

  У меня возникает логичный вопрос: что же позволило Китаю сохранить  социалистический строй в стране, а также стать самой  быстроразвивающейся страной в  мире? Многие исследователи дают однозначный ответ на этот вопрос – важным регулятором этого процесса явилась государственная идеология Китая, которая берет свой исток у древнекитайских философов. А за счет своего постоянства на всем протяжении истории китайцы смогли сохранить свою верность древним традициям.

  Сегодняшние поразительные успехи китайской экономики, о которых лет 50 назад никто не мог и мечтать, являются результатом не столько экономических концепций, сколько разумной и сбалансированной идеологии. В этом смысле Китай смог избежать характерного для западной культуры игнорирования духовных, идейных факторов в жизни общества, в том числе и в сфере материального производства.

  Одной из ведущих китайских философий  является конфуцианство. Оно представляет собой теорию разумного управления и одновременно эффективную идеологию, позволявшую свести к минимуму общественные противоречия и обеспечить стабильное развитие. Она создавалась в период кризиса политической системы, когда стала очевидной недостаточность лишь внешних государственных законов, которые не затрагивали внутреннего содержания сознания человека [2].

  Действительно, фигура Конфуция и его учение неотделимы от всего Китая в целом. Кроме того, что конфуцианство признано официальной доктриной  страны, так и сама личность Конфуция была канонизировано, потеряв часть истинных и обретя новые "идеальные" качества. А значит, если удастся разобраться в особенностях конфуцианства, то удастся понять и сам Китай, а также его народ.

  В современном Китае  государственной идеологией уже более 2000 лет является неоконфуцианство, а именно синтез конфуцианства, даосизма и легизма. Однако, базой этого течения является именно учение Конфуция, так как только он смог объединить в своем учении характерные для китайцев традиции, а также умело подчеркнул те моменты, которые особенно значимы для стабильного и гармоничного развития китайской личности и китайского государства. Именно влияние этой философии мы и будем рассматривать в данной статье.

  На мой взгляд, одним из главных вопросов конфуцианства было управление государством. Конфуций посвящал ему множество своих рассуждений. В КНР политическая система имеет довольно интересную и оригинальную структуру, которая, по-моему, частично и обеспечивает столь значительный прогресс Китая на мировой арене. Поэтому в первой главе мы попытаемся разобраться в особенностях политического устройства Китая и, что самое главное, влияние учения Конфуция на это устройство.

  Для начала, я считаю нужным, определиться с тем, каких взглядов придерживался Конфуций по отношению к происхождению  государства, что, на его взгляд, было опорой в его появлении и функционировании. Большинство ученых придерживается мнения, что Конфуций был сторонником патриархальной теории. Я не совсем согласен с этим мнением и позволю себе сказать, что во взглядах Конфуция прослеживалась и теологическая теория, то есть, это был некий синтез двух теорий.

  Итак, рассмотрим патриархальную теорию. В Европе ее основателем был Аристотель, который заявлял, что люди – существа коллективные, а, следовательно, стремятся к общению  и образованию семей, а развитие этих семей ведет к образованию государства. Позднее, эта теория была «отшлифована» христианскими понятиями: например, неограниченная власть монархов была объяснена ее унаследованностью от Адама[3]. Но в целом теория была одна: государства возникли путем разрастания семей, соединением родов в племена, племен – в более крупные общности и т.д.

  Что же касается непосредственно развития этой теории во взглядах Конфуция, то он также трактовал государство  как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между подданными – семейным отношениям: то есть младшие зависят от старших, а старшие обязаны заботиться о младших[4]. Конфуций говорил, что фундаментом управления государством должно быть воспитание человеколюбия. Но это понятие значительно отличалось от современного: попечение родителей о детях, сыновняя почтительность к старшим в семье и справедливое отношение между теми, кто не связан родственными узами – вот ключевые составляющие человеколюбия по Конфуцию[5].

  В современном Китае данная теория получила современное применение в виде государственного патернализма. То есть государство заботится о своих гражданах в случае болезни, безработицы, инвалидности и т.д. Также поддерживается и мирные настроения в обществе, ведь в хороших семьях нет ни ссор, ни вражды, ни потрясений.

  Я согласен с такой постановкой  вопроса, ведь, действительно, семья - самая прочная единица  общества и, на мой взгляд, целью любого государства должно являться построение общества в стране по образу семьи.

  Теперь рассмотрим взгляд Конфуция на теорию возникновения государства  с точки зрения современной теологической  теории. Согласно этой теории, государство возникает  благодаря божьей воле, оно вечно, а государь наделен богом властью  управлять государством и людьми. В свою очередь, подданные обязаны подчиняться воле правителя, обязаны его почитать и т.д. В литературных памятниках Китая, созданных еще задолго до Конфуция, ярко выражена идея божественного происхождения государства. Конфуций же не спорил со своими предшественниками по этому поводу, и более того – он сам подчеркивал божественную избранность императора, называл его сыном Неба и подчеркивал связь и подчинение государственной власти и воли Небес[6].

  В нынешнем Китае религия вышла, как и в России, из-под запрета. Но, пожалуй, она и не была столь загнана во времена китайской культурной революции, как была загнана в СССР. Пожалуй, главной причиной было как раз то, что конфуцианство помогало правительству держать в подчинении народ, тысячелетиями обучаемый повиноваться правителю: императору или кому-либо другому. Следовательно, некое верховенство власти, ее преимущественное положение воспиталось и сохранилось в умах китайцев как раз благодаря Конфуцию и его учению. И пусть нынешний глава КНР – Ху Цзиньтао – не «сын Неба», как это принято понимать в традиционном смысле, но для большинства простых китайцев он идеал человека во всех своих проявлениях, образец для подражания[7], а также самый популярный и почитаемый человек (из ныне живущих) в Китае[8].

  Я солидарен с Конфуцием в том, что, если правитель представляется в качестве "помазанника божьего" (как в Российской Империи, например), то его власть будет более авторитетной и устойчивой. Но даже сопоставление его власти с властью отца в патриархальной семье дает достаточную гарантию стабильной власти в стране.

  Теперь перейдем непосредственно к влиянию  учения Конфуция на китайское государство  и на систему управления. По мнению Конфуция, государством должны управлять благородные  мужи во главе с Императором. Благородный муж – это образец нравственного совершенства, человека, который своим поведением утверждает нормы морали[9]. В этом и заключалось отличие взглядов Конфуция от взглядов местной знати, ведь те называли благородными по происхождению, а Конфуций – по внутренним качествам. Тут стоит сделать некоторый комментарий. Внутренние качества, о которых говорит Конфуций, не заложены в человеке с рождения, он должен сам развивать их в себе. Причем, это развитие считается целью жизни человека, а те, кто не занимается самосовершенствованием, приравнивались чуть ли не к преступникам. Руководствуясь именно этим правилом, этим жизненным принципом, многие китайцы достигают высот в экономике, политике, искусстве, спорте и т.д., обеспечивая развитие всему китайскому обществу.

  Сложно не согласиться с таким  подходом к организации власти. Конечно же, у власти должны быть люди с внутренней предрасположенностью к справедливому управлению, высокими моральными устоями и патриотизмом.

  Также, Конфуций говорил о том, что каждый в государстве должен быт на своем месте, исполнять те обязанности, которые у него лучше всего получаются: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»[10]. Только так, по мнению Конфуция, государство сможет стать благополучным, сможет обеспечить своих подданных благами, защитить их от различных невзгод и неудач. Кроме того, благородные мужи-чиновники должны были воспитывать своих подданных. Именно на это слово делает акцент Конфуций: не управлять, а воспитывать. Причем воспитание (то есть управление) должно осуществляться собственным примером: «Управлять – значит поступать правильно. Если, управляя, вы будете поступать правильно, то кто осмелится поступать неправильно?»[11] - так говорит Конфуций. Со стороны же народа должно быть беспрекословное подчинение. Такое положение дел в государстве позволяет сосредоточить свои силы не на обеспечение стабильности в обществе и государстве (которая поддерживается конфуцианскими взглядами китайцев), а на других целях, что, естественно, создает дополнительное преимущество в развитии государства.

  Я согласен с тем, что управление государством должно происходить на основе собственного примера. Тем острее встает проблема отечественных чиновников и двойных стандартов в нашей стране. Я считаю, что и это в том числе создает препятствия для развития нашего государства.

  Политика социализма и коммунизма подчеркивает озабоченность государства  социальной сферой. В Китае существует довольно обширная и качественная системы образования, здравоохранения, спорта, культуры и т.д. Но в последние 30 лет наблюдается тенденция к подчеркиванию в коммунизме тех моментов, которые встречаются в конфуцианстве, то есть даже несколько отождествлять их. Таким образом социальная сфера в Китае прогрессирует и предоставляет все больше и больше благ для граждан, в чем естественно заметно влияние философии конфуцианства.

  Кроме того, Конфуций был противником управления государством на основе жестких законов и  запретов. Единственный вид запрета и закона, который признавал Конфуций – это религиозно-моральный закон, то есть тот закон, который одинаков во всех религиях и во всех культурах. Известно высказывание Конфуция по поводу такого управления: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»[12]. Наверное, будет правомерно протянуть временной «мостик» между Конфуцием и немецким философом-экзистенционалистом ХХ века Карлом Теодором Ясперсом, который говорил о возможном существовании объединяющей всех людей философской вере – вере, основанной на общих для всех народов и конфессий ценностях и принципах. Временем ее зарождения Ясперс называет как раз те времена, когда жил и учил Конфуций.

  К сожалению, Китайская Народная Республика на нынешнем этапе своего развития не только не следует заветам «учителя» (на мой взгляд, несколько утопическим), но и вообще имеет довольно жесткую систему законодательства. В стране не введен мораторий на смертную казнь, наказания за различные преступления гораздо жестче, чем в странах Западной Европы и США, а также существуют различные «уникальные законы», которых нет в других странах (например, штраф на рождение ребенка). Однако в последнее время наблюдается тенденция к демократизации и гуманизации законодательства в Китае, хотя объяснить это можно скорее общемировыми процессами, нежели верностью конфуцианским традициям.

  Я считаю логичным было предположить, что вследствие таких жестких законов  и ограничений народ может  взбунтоваться и устроить массовые акции протеста, а то и даже революцию. Но, как оказалось, в Китае, это невозможно. У каждого простого китайца есть некоторое чувство смиренности, которое можно описать цитатой из Конфуция: "Мало людей, которые будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих" [13]. То есть китайцы очень настороженно относятся ко всем переменам, ко всем революциям и переворотам, что, наверное, гарантируя политическую стабильность в Китае, привлекает новые инвестиции в китайскую экономику, помогая ей усиленно развиваться.

  Но я нашел еще одно объяснение такой сплоченности китайского народа - это ритуал, за соблюдение которого стоял Конфуций. Конфуций называл ритуалом " процедуру постоянного воспроизведения природной упорядоченности и закономерности в жизни человека и общества ". То есть, говоря проще, соблюдение ритуала - это не только методичное повторение определенных традиций, но и гарантия связи человека с природой, с обществом и государством. Ритуал - связующее звено в китайском обществе, своеобразный стержень, который не дает этому обществу рассыпаться [14].

  Стоит отметить, что китайцы не только не воспринимают никаких перемен в политике и в экономике, но они также блюдут все семейные традиции, традиции данного поселения и данной местности, свято сохраняя их на протяжении многих веков. Такое поведение, вызванное конфуцианской философией, идет в разрез с основными западноевропейскими понятиями о новациях ради самих новаций, о конфликте поколений, об индивидуализме в конце концов. В каждом китайце очень глубоко засели духовные ценности, воспитанные конфуцианством. И, как метко заметил один китайский государственный деятель: " их не смогли истребить ни проникновение в Китай западных идей, ни "культурная революция....". Однако, Конфуций старался сохранить единство всего общества во всех сферах жизни, когда же европейцы (с разной степенью осознанности) стимулируют распад единого европейского общества. В этом, наверное, и заключается одно из основных различий между Китаем и Западом, а также находится обоснование возможности столь стремительного развития КНР.

Информация о работе Влияние конфуцианства на развитие современной Китайской Народной Республики