Влияние искусства на формирование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, реферат

Краткое описание

Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие искусства 4
1.1. Структура явления искусства 6
1.2. Диалектика искусства 7
1.3. Жертвенность искусства 7
2. Эволюция искусства 8
2.1. Первобытное искусство 8
2.2. Древнее искусство 11
2.3. Дальнейшие взгляды 13
2.4. Современное искусство 14
3. Значение и функции искусства 15
3.1. Значение искусства 15 3.2. Функции искусства 16

Заключение 19
Литература 22

Файлы: 1 файл

филос.рефер.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    Искусство навсегда останется юностью человечества. «Как в старости человек вспоминает свою юность и справляет праздники  воспоминания, так и отношение  человечества к искусству будет  скоро трогательным воспоминанием  о радостях юности», — писал Ф. Ницше в своей работе «Человеческое, слишком человеческое». Противопоставляя Диониса Аполлону, хаос красоте, он считал, что искусство как аполлоновское рождается из первоначального хаоса дионисийства. Этот первобытный хаос мистичен. Красота появляется из хаоса и создает произведение искусства. Говоря о двух мирах искусства, различных в их глубочайшем существе, Ницше нащупывает историческое место искусства между мистикой Диониса и мифологией Аполлона. Для того, чтобы мистическое начало искусства не разрушило индивида, требуется гармония, называемая им предустановленной гармонией [9].

         В мистике образ тождественен  предмету. Наскальные рисунки пронзенных  стрелами диких животных появились  потому, что первобытные охотники верили — эти изображения воплотятся в жизнь на охоте. Связь данных изображений с местами захоронений позволяет также предполагать, что доисторические рисунки в пещерах должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. Данная гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим [1].

         Психологическую неудовлетворенность  человека в качестве предпосылки  развития искусства называет 3.Фрейд.  «Художник — это первоначально  человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии. Однако из этого мира фантазий он находит обратный путь в реальность, преобразуя, благодаря своим особым дарованиям, свои фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как - ценное отображение реальности» [18].

        Искусство с присущей ему образностью  противопоставляет себя потребительскому отношению к действительности и материальному вообще в пользу непрактического, созерцательного наслаждения красотой. «Красота спасет мир», потому что заставляет отказаться от эгоизма собственности, силы вещизма, разделяющей людей. В этом смысле можно сказать, что отказ от собственности после возникновения института частного владения ею — главная жертва художника.

         Таким образом, для того, чтобы  сформировалась новая отрасль  культуры — искусство необходимы три условия:

       1) Соответствие культуры стадии развития  человека. Это условие оформилось на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда стали возникать образы, мышление и речь. Мы уже отмечали, что искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления.

      2) Каждая предыдущая отрасль создает почву для следующей, что соблюдается в виде закона мистической всесвязанности.

      3) Третье условие — социальное: в обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры.

           В искусстве кристаллизуются  образы, возникшие из мистической ориентации первобытного человека. В процессе развития языка и мышления они превращаются в мифы, связывающие более или менее логично мир повседневного опыта с миром сверхъестественных сил.

             Постепенно обряды и мифы усложняются  и источник,  придававший искусству объективное значение, забывается. С утратой мистических основ искусство субъективируется. Тяготение великих художников к мистике представляет собой стремление вернуться к корням и обрести объективное содержание.

    Искусство было господствующим, когда еще недостаточно развилось понятийное мышление и  не возникла потребность в систематизации всего культурного наследия. Когда  эти предпосылки появились, из синтеза мистики и искусства сформировалась мифология. Должно было накопиться большое количество произведений, чтобы наступил следующий этап культуры — мифологический, являющийся по существу систематизацией первобытного искусства [7].

2.2. Древнее искусство

      Точка зрения, в соответствии с которой искусство является как бы переходной ступенью от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что и ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое [1].

    В этом смысле прав Ф. Ницше, который утверждал, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» [11, c. 153]. Таким образом, искусство выполняет роль восполнения в сфере чувств человека того, чего он оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры [11].

    Первобытное искусство было по сути средством  общения и единения людей. Ритуалы  выходят из искусства и, будучи сопричастны  миру сверхприроды, создают тем самым  мир духовной культуры.

    Древнее искусство повторяет подвиги  культурных героев, которые считаются предками и творцами всех обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила.

    То, что первоначально все виды искусства  связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Л. Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов: «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это — лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» [8, c.114—115].

    Сказания  древних народов — элементы, из которых складывается целостная мифология. Сюда же следует добавить развитие искусства в процессе слово- и мифотворчества. Отдельные виды искусства также связаны между собой. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и из подражания музыке, а трагедия — из дифирамба и хора.

2.3. Дальнейшие взгляды

           В Средневековье появился новый  взгляд, где источником искусства являются не внешние, а внутренние качества человека. Аврелий Августин разделил понятия красоты и пользы: не всё, что полезно — прекрасно. Фома Аквинский же считал, что прекрасное — это то, что нравится само по себе,

         В эпоху Возрождения произошло  создание новой светской  культуры, которая объединяла духовность Средневековья и телесность античности. Человек после эпохи Средневековья осознал, что он и природа прекрасны, что красота в природе объективно существует и задача художника — добыть её оттуда. Искусство стало главным видом деятельности.

          ХVІІ век – начало Нового времени. Появились новые стили: барокко, классицизм и др. Центральным понятием  стиля барокко является красота, которая поднимается над природой. Его характерные черты: цензура сюжетов, иерархия жанров (исторический, мифологический — высокие, пейзаж, натюрморт — низкие), ансамблевость, торжественность и пышность, возник новый тип художника — придворный виртуоз, создающий зрелища.

 Классицизм  пришел на смену барокко и  противостоял ему. Его характерными  чертами были преклонение перед античностью, понимание, что красота — это простота, ясность, логика, тогда как все непонятное некрасиво [13].

  

2.4. Современное искусство

      Искусство начала XIX в. романтично, искусство середины XIX в. реалистично: оно проникнуто верой в грядущее торжество разума; искусство конца XIX — начала XX в.– символистично или декадентно и находится в напряженном предчувствии страшного. Искусство XX в. формалистично или документально. Оно трагично потому, что трагичен век. Настоящий художник не может не чувствовать отчаяния, связанного с тем, что его значение ничтожно в век идеологий и научного прогресса, и это отчаяние переносит в звуки, на бумагу, полотно. Всякая умильность кажется ложной перед лицом духовного бессилия человека. В ХIХ и ХХ вв. на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилизации эстетического чувства.

          В период кризиса возникает  теория возврата искусства к мифотворчеству — тоска по «золотому веку» искусства. Это вызвано не только стремлением вернуться к первоистокам, но и тем, что первобытное искусство выполняло важную практическую магическую функцию, которую утеряло. В начале XX века Вячеслав Иванов выдвинул идею, что искусство — это мифотворчество, и даже попытался ее реализовать. В широком смысле слова искусство всегда выполняло данную миссию [6].

    Художники вновь начинают осознавать мифологичность искусства. Современный миф — феномен культурного синтеза. В свою очередь, синтетическая культура зачастую мифологична. Через миф идет связь искусства с другими отраслями культуры. Есть произведения, в которых миф — подспорье. Таковы «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Иосиф и его братья» Т. Манна. В первом миф используется для реализации психологически-индивидуалистической идеи, во втором — для эмпирико-реалистической. Но есть произведения, в которых миф самоценен. Таков роман столпа современного мифотворчества Вячеслава Иванова «Сказание о Светозаре Царевиче» [6].

3. Значение и функции искусства

3.1. Значение искусства

           Роль искусства в общественной  жизни трудно переоценить. Любое  глубокое переустройство общественных  порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и  в эпоху Возрождения.

    Таким образом, эстетическое сознание и его  высшая форма – искусство являются необходимейшей частью общественного  сознания, обеспечивающей его целостность  и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

    Однако  искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность  культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее [19].

    Относясь  к искусству, как к способу  своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.

    Искусство — способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения.

    Значение  искусства определяется и тем, что  слово понимается тождественно обозначаемому им предмету. Таким образом, искусство раскрывает сущность мира. Оно выполняет и игровые, развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько соответствующая потребность. Синтезирующая мысль искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного прогресса культуры. 

Информация о работе Влияние искусства на формирование личности