Виртуальная реальность как одна из составляющих культуры информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:02, доклад

Краткое описание

Виртуальная реальность (ВР) стала феноменом современного развития общества.
Именно последние десятилетия человеческой деятельности породили и дали широкую
известность понятию ВР. Произошло это во многом благодаря стремительно
развивающимся компьютерным технологиям, распространившим данный термин. Началом
послужил проект, рассматривавший создание модельных компьютерных миров,
объектами которого пользователь может манипулировать. Посредством данного
проекта открывались неограниченные возможности искусственного создания самых
невероятных процессов: от химических до социальных, в том числе создание
аналога ординарной реальности

Оглавление

Введение. 2
Основная часть. 5
Глава I О природе понятия “виртуальная реальность”. 5
Глава II Виртуальная реальность и человеческая
культура: интеграционный процесс и его последствия. 10
Заключение. 19
Литература. 20

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

Бодрийара и его книгу “Войны в заливе не было”. В данном произведении

описывается новое общество, которое живет в своей “экзистенции”, живет не

реальными событиями мира, а их информационными эквивалентами. Такое

“информационное” общество доверяет своим переживаниям, страхам, мечтам,

сформулированными СМИ больше, нежели реальным событиям, хотя бы те совершались

за окном обывателя.

Таким образом, А.И. Воронов  считает, что современный человек  оказался

практически не готов к  применению электронно-информацинных технологий,

предложившим “старый как мир метод имитации истины”. Он предполагает в

недалеком будущем в плане самого худшего варианта формирование нового

человека Homo-medium, который будет характеризоваться истощенной нервной

системой и внутренней безликостью, а так же совершенной  неспособностью

поставить фильтры для  входящей информации.

Но подобная удручающая перспектива  прогнозируется далеко не всеми

исследователями. Вот, например, мнение П.Е. Солопова: “Виртуальные миры могут

соответствовать и не соответствовать  действительному миру. Они могут  и не

искажать действительность, а, напротив, служить средством более  глубокого,

проникновения в нее с  целью опять же ее усовершенствования, в частности,

улучшения собственной человеческой жизни. Да и СМИ это могут. Все  зависит от

характера общества . Разве нам действительный мир не включает познающих в себе

людей, их сознание и познание и использование результатов познания в

обустройстве человеческой жизни, и разве возможно современная жизнь без СМИ?

Нет, конечно. Просто надо учитывать  противоречивую роль того, другого  и

третьего, различать истину, заблуждение и ложь, соответствие и несоответствие

сознания объективным  законам природы и общества. При  этом всегда большинство

людей различают компьютерный и иллюзорный  миры.”

[31] С подобными рассуждениями нельзя не согласиться.

 

Заключение.

 

Подводя итоги можно говорить, что поставленные цели работы достигнуты.

Представлены и проанализированы различные подходы к содержанию понятия ВР в его

современном контексте, изучению мнений исследователей данного вопроса о путях

интеграции ВР и человеческой культуры, о последствиях этого интеграционного

процесса. Понятие ВР охватывает многие области знаний  и во многих ныне

интегрируется с компьютерными  технологиями. Конечно, у каждого  процесса есть

как свои положительные, так  и отрицательные стороны. Так  Н.А. Носов считает,

что “.пока основной упор в развитии киберкультуры делается на киберсекс,

вампиризм и насилие, скорее на отрицательные явления культуры, на антикультуру,

чем на подлинную культуру, направленную на возвышение человека”. “Но в будущем,

-  полагает Н.А. Носов, - киберкультура имеет все шансы стать полноценной

культурой, освоив особый, виртуальный  способ мышления, понимания и “объяснения

мира” ”[32]. В этом смысле с ним

согласен  и А.И. Воронов: “Вхождение ВР потребует от нас  духовной трезвости,

чтобы сохранить имеющиеся  потенциал культуры”

[33]. Таким образом, исследование  дает все основания считать, что внедрение

элементов компьютерных технологий в преподавание математики в школе  является

перспективным направлением школьного образования, которое  внесет свой вклад в

становление полноценной  культуры формирующегося информационного  общества.

 

Литература.

 

1.     Антология  мировой философии. – т.1,ч. 2., М., 1969.

2.     Бабенко В.С.  Две книги о виртуальной реальности // Виртуальная

реальность и современный  мир. - М., 1997.

3.     Воронов А.И.  Философский анализ понятия виртуальная  реальность. Дис.

... канд. филос. наук –  С.-Пб., 1999.

4.     Леонтьев  А.Н. Проблемы развития психики.  – М., 1972.

5.     Лосев А.В.  Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. – М. , 1979.

6.     Майленова Ф.Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и

убеждений // Виртуальные  реальности. – М. – 1998.

7.     Носов Н.А.  Виртуальная психология. -  М., 2000.

8.     Носов Н.А.  Виртуальная цивилизация // Виртуальные  реальности в

психологии и психопрактике. – М., 1995.

9.     Опенков М.Ю.  Виртуальная реальность: Онто-диал. подход: Дис. . д-ра

филос. наук.- М., 1997.

10. Солопов П.Е. Философские  проблемы виртуалистики. – М., 2000.

11. Сорокин П.А. Человек.  Цивилизация. Общество. – М.,1992.

12. Степанов А.А., Желтов С.Ю. Принципы формирования компьютерных виртуальных

пространств // Виртуальные  реальности. – М.,1998.

13. Фалько В.И. Философия вируальности: подходы и принципы, проблемы и

перспективы. – М., 2000.

 

 

 

[1] Бабенко В.С. Две книги о виртуальной

реальности // Виртуальная  реальность и современный мир. - М., 1997.

[2] Воронов А.И.  Философский анализ

понятия виртуальная реальность. Дис. ... канд. философских наук – С.-Пб., 1999.

[3] Солопов П.Е. Философские проблемы виртуалистики. – М., 2000.

[4] Фалько В.И. Философия виртуальности:

подходы и принципы, проблемы и перспективы. – М., 2000.

[5] Лосев А.В. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. – М. , 1979.

[6] Антология мировой философии. – Т.1,ч. 2., М., 1969.

[7] Там же.

[8] Цит. По книге Носова Н.А. Виртуальная психология. - М., 2000.

[9] Там же.

[10] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

[11] Носов Н.А. Психология виртуальных

реальностей  и  анализ ошибок оператора: Дис. ... доктора псих. наук, М., 1994.

[12] Солопов П.Е. Философские проблемы

виртуалистики: Дис. ... кандидата философ. Наук, М., 2000.

[13] Воронов А.И. Философский анализ

понятия “виртуальная реальность”: Дис. . канд. филос. наук. - С-Пб., 1999.

[14] Опенков М.Ю. Виртуальная реальность:

Онто-диал. подход: Дис. . д-ра филос. Наук, М.1997

[15] Воронов А.И. Философский анализ

понятия “виртуальная реальность”: Дис. . филос. наук. - С-Пб., 1999.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.,1992.

[19] Там же.

[20] Ковалевская Е.В. Компьютерная

виртуальная реальность: некоторые  философские аспекты // Виртуальная

реальность. – М.-1998.

[21] Майленова Ф.Г. В виртуальном мире

современных нравственных ценностей  и убеждений // Виртуальные реальности. – М.

– 1998.

[22] Носов Н.А. Виртуальная цивилизация

// Виртуальные реальности  в психологии и психопрактике. – М., 1995.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Солопов П.Е. Философские проблемы

виртуалистики: Дис. ...  канд. филоc. наук, М., 2000.

[26] Там же.

[27] Виртуальные реальности. – М., 1998.

[28] Степанов А.А., Желтов С.Ю. Принципы

формирования компьютерных виртуальных пространств // Виртуальные  реальности. –

М.,1998.

[29] Воронов А.И. Философский анализ

понятия “виртуальная реальность”: Дис. . канд. филос. наук. - С-Пб., 1999.

[30] Там же.

[31] Солопов П.Е. Философские проблемы

виртуалистики: Дис. ...  канд. филоc. наук, М., 2000.

[32] Носов Н.А. Виртуальная цивилизация

// Виртуальные реальности  в психологии и психопрактике. – М., 1995.

[33]Солопов П.Е. Философские проблемы виртуалистики. – М., 2000.

 


Информация о работе Виртуальная реальность как одна из составляющих культуры информационного общества