Виникнення, еволюція і особливість античної філософії

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:10, творческая работа

Краткое описание

В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Отличительные особенности
античной философии

Оглавление

1Ззагальна характеристика античної філософії
2 Відмінні особливості античної філософії
3 Основні періоди розвитку античної філософії
4 Коротка характеристика досократичної філософії
5 Мілетська школа
6 Філософія Геракліта Ефеського
7 Філософія піфагорійців
8 Філософія еліатів
9 Атомістичний матеріалізм
10 Філософія софістів
11 Коротка характеристика класичної античної філософії
12 Філософія Сократа
13 Загальна характеристика філософії Платона
14 Вчення Платона про державу
15 Наукова діяльність Арістотеля
16 Загально характеристика філософії Арістотеля
17 Проблеми матерії, душі, людини в філософії Арістотеля

Файлы: 1 файл

Античная философия.ppt

— 1.34 Мб (Скачать)

 

  • Цель философии - проблема человека как морального существа; 
    проблема, как следует жить (Сократ).
  • Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя». 
    Любое знание есть добро, а любое зло, порок соверша­ется от  
    незнания - суть этического ра­ционализма Сократа.
  • Предметом знания может быть только общее, постигаемое  
    посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и по 
    своей природе неизменно. Абстрактное высшее благо — Бог, разум, 
    жизненная энергия (мегарцы).
  • Мудрость - в познании блага посред­ством отрешения от всего,  
    что делает че­ловека зависимым, отсюда идея свободы вне  
    общества и проповедь безусловной естественности, безусловной  
    личной сво­боды (киники).
  • Предметом знания может быть прак­тически достижимое благо. 
    Критерием блага является наслаждение или страда­ние. Цель  
    жизни — в наслаждении насто­ящим. Средством к достижению  
    счастья является свобода (киренаики).
  • Построение метафизических систем и синтез основных  
    философских проблем (Платон, Аристотель).

 

Особенности

Философия Сократа

 

СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся  афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель реалистического  ре­лигиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Со­крат сознательно  поставил перед собой задачу  обоснования идеализма и выступил  против античного материалистического  ми­ропонимания, естественно-научного  знания и безбожия. Сократ исторически  был зачинателем «тенденции Платона»  в античной философии

 

Основные положения философии  Сократа

 

  • Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность  
    человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и интеллектуальная и  
    моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция,  
    которая питает Европу до настоящего времени. 
  • Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как  
    «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи­мую личность. Познание — главная цель  
    и способность человека, ибо в про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию  
    добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.
  • Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость,  
    постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит 
    сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа  
    сводит мораль­ное благо к факту сознания.
  • Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диалогос), который состоит из двух моментов:  
    «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод — это метод последовательно и  
    систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к  
    противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть  
    «майевтики» — посредством наводящих вопросов и логических приемов под­вести собеседника к 
    самостоятельному нахождению истины.
  • Задача метода — найти «всеобщее» в нравственности посредством «индук­ции» (отыскания общего 
    в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений).
  • Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» — по форме,  
    «индукция» и «определение» — по содержанию.

П Л А Т О Н

 

(427—347 до н.э.) 

 крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фило­софской школы — Академии, основоположник идеалисти­ческого направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним

Общая характеристика философии  Платона 

 

  • Философская система Платона — первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через призму 
    учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, 
    гносеология, этика, эстетика, философия политики.
  • Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет  
    человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины,  
    чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
  • Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные  
    вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны.
  • Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в  
    душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в 
    мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума.  
    Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души:  
    высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к  
    благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.
  • Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага».  
    Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра­ведливости, добра и зла), отношений  
    (любви, ненависти, власти, государ­ственности и т.п.), свойств вещей и т.д.
  • Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм  
    бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая  
    система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в 
    XVI - XVII вв.).

Учение Платона о государстве

 

 

 

 

Социально-политическое учение  Платона в разных вариантах  излагается им в трех 
диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против  
античной демократии

 

 

Учение о государстве 

 

  • «Идеальное государство» (или при­ 
    ближающееся к идеалу).
  • Аристократия — справедливая 
    власть меньшинства.
  • Аристократическая республика.
  • Аристократическая монархия.
  • Нисходящая иерархия государствен­ 
    ных форм.
  • Тимократия — несправедливая 
    власть большинства, власть военных, 
    вождей, армии.
  • Олигархия — несправедливая власть 
    меньшинства.
  • Демократия - справедливая власть 
    большинства.
  • Тирания — несправедливая власть 
    одного человека.

 

Классификация государственных 
форм по Платону

 

План государственного устройства  по Платону

 

  • Идеальное государство есть со­общество:
  • земледельцев и ремесленников, 
    производящих все необходимое для 
    поддержания жизни граждан;
  • воинов, охраняющих безопасность;
  • философов-правителей, осуществляющих мудрое и  
    справедливое управление государством.
  • Граждане государства вместе 
    проводят свободное время.
  • Институт брака упраздняется 
    (все жены и дети общие).
  • Допускается и приветствуется 
    труд рабов.
  • Допускается небольшая частная собственность и личное 
    имущество для всех сословий.

Научная деятельность Аристотеля

 

АРИСТОТЕЛЬ

 (384-322 до н.э.)

 - ученый-энциклопедист, философ,

    ученик Платона, воспитательАлександра Македонского.

    335 — 322 гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей  
(перипатетическую школу)

Общая характеристика научной  деятельности Аристотеля

 

  • Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят  
    энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе.

 

  • Все науки делятся по следующей классификации:
  • теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.;
  • практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.;
  • творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.

 

  • В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии).

 

  • Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».

 

  • Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался по­строить единую систему наук.

Общая характеристика

философии Аристотеля

 

Общая характеристика философии  Аристотеля

 

  • Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а  
    итог работы целых поколений мыслителей.
  • Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об  
    «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от  
    реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение  
    («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность  
    (субстанция), обладающая свойствами количе­ства, качества, отношения, места, времени,  
    положения, состояния, действия, страдания.
  • Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые  
    легли в основу его миропонимания:
  • Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
  • Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует  
    саму действительность, а не мир идей.
  • В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает  
    смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой.  
    Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.
  • Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения

мира и человека.

  • Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и  
    охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хо­рошие» (монархия, аристократия и полития).  
    Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и

умеренной демократии, государство  «среднего класса».

Проблемы материи, души человека в

философии Аристоеля

 

Проблемы материи, души, человека  в философии Аристотеля

 

  • Материя — субстрат. Без материи нет  
    бытия, но и сама материя не суще- 
    ствует самостоятельно. До принятия  
    определенной формы материя находи- 
    тся в состоянии небытия. Эта первая  
    материя лишена жизни, энергии, цело- 
    стности, всяких свойств, всякой опре- 
    деленности. Материя еще не есть  
    действительность, а только возмо- 
    жность. Действительностью она ста- 
    новится лишь в связи с формой.
  • Материя — это потенция, ограниченная 
    формой; потенция (субстрат) есть  
    пассивное начало, форма — активное.
  • Всякая вещь есть единство «материи» 
    и «формы».
  • Движение — обнаружение активности 
    формы в момент ее соединения с  
    материей.
  • Виды причин: материальная (субстрат), 
    формальная (образующая «сущность»,  
    вещь), производящая (раскрывающая  
    цель движения).
  • Высшей формой всего сущего является 
    Бог, имеющий бытие вне мира.

 

  • Душа - носитель сознания и одно- 
    временно ведает функциями  
    организма.
  • Три уровня души:
  • «растительная душа»,отвечает  
    за функции питания и размножения;
  • «чувственная (животная) душа», 
    отвечает за функции питания, раз-
  • множения, ощущения и желания;
  • «разумная душа», охватывает все 
    вышеперечисленные функции и 
    ведает еще функциями познания 
    и мышления.
  • Душа смерти. Одушевление  
    материи (гилозоизм) — «нелепость 
    и противоречие».

Информация о работе Виникнення, еволюція і особливість античної філософії