Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Ответы на Философию.docx

— 87.12 Кб (Скачать)

1. Роль философии  в жизни человека  и общества. Синтетическая  природа философского  знания.

Философия-любовь к  мудрости- 6 век до н.э. ( любовь, мудрость и истина)

Ввёл это понятие  Пифагор - «Я любитель мудрости».

Философия занимается 3 вещами - осмыслением природы, общества и человека.( В СССР – мышление)

Современное определение. Ф – мощная информационная система  созданная для сбора и анализа  материалов, с целью выработать новую  информацию и знание по всем направлениям.( Алексеев)

Структура философского знания (состав):

  1. Онтология – ( природа) –сущность , бытие, существование, материя, синергетика, движение и т.д. Естественно-научная проблематика.
  2. Гносиология – т. Познания
  3. Диалектика – связи , взаимосвязи – входит понятие творчества
  4. Социальная философия – учение об обществе
  5. Этика – учение о нравст, нравах, обычиях, привычках.
  6. Эстетика – Внутренний понитийный аппарат – красота, безобразность,  трагичность, прекрасное - в природе, общ. И чел. Входит в искусство.
  7. Логика – законы мышления
  8. История философии
  9. Антропология
  10. Философия  религии
  11. Т. Истории культуры
  12. Философия частных наук (ф. медицины, бизнеса ) и частных областей наук.
 

2. Объект и предмет  философии.

Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет  ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

Философия, как всякая наука, имеет свой объект  – тот  фрагмент реальности, который изучается  данной наукой, и предмет – систематизированный  набор знаний  об этом объекте. Объект существует вне и независимо от людей, предмет создается людьми в процессе познания объекта.

Объект философии  – мир в целом (универсум), предмет  философии – система универсалий  и универсальных законов.

объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между  этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью философского аппарата. Т.о. структура философии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (Философия всеобщего уровня) создаются всеобщие философские теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом философии и всех остальных наук. 2) Философия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натур Философия — Философия природы, социальная Философия — всеобщая Философия общества. 3) прикладная Философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики). 

3. Исторические типы  мировоззрения: мифология,  теология, религия,  философия, наука.

Мировоззрение –  система взглядов человека на мир  и его места в этой системе.

Исторически эта  система взглядов складывалась:

  1. Магическое
  2. Мифологическое - осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.
  3. Религиозное - форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера — главное средство постижения бытия. Главное — достижение единения с Богом.
  4. Философское - альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.
  5. Художественное
  6. Научное - систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.
  7. Идеалистическое
  8. Обыденное
  9. Материалистическое
  10. Утилитарное
  11. Смешанное
 

4. Понятие бытия  в философии.

Бытие – фиксирует  основу существования (что мир существует).

 Совокупность  всего сущего, единство форм и  способов существования.

Органическая форма  бытия. Форма  духовной реальности. Антитез бытия – ничто. Они  не могут существовать друг без друга.

Формы бытия:

- материальное  (солнечная система)

-  идеальное (идея  возникновения солнечной системы )

- Объективное –  существование, вне сознания 

- субъективное – внутри сознания

Материальный уровень:

- природные, неорганические

- природные, органические (биологического вида)

- Социальные формы  бытия 

- искусственные формы (инженерные сооружения)

Идеальный уровень:

- объективное идеальное  – законы мышления

- субъективное – мечта

Виртуальная реальность – обладает свойствами  объективно- идеального бытия , в нём первую роль играет логика, и обладает субъективно- идеальным бытием . Воспроиз. И свойства материального бытия. 

5. Философия Древнего  Востока: Индия,  Китай.

Древнеиндийская философия  представлена ортодоксальными системами  мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов  бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических  категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской  школе выделяют шесть школ:

  1. конфуцианство;
  2. моизм;
  3. школа закона;
  4. даосизм;
  5. школа "инь-янь" (натурфилософы);
  6. школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическая направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной  школой стало конфуцианство. В ней  разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и  культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого  являются справедливость, верность, искренность.  

6. Философия о природе  и материи.

Материя – одно из фундамент. понятий ф. Представления о материи менялись. Античная ф.: материя – то, из чего состоят все вещи. Платон: м. – небытие, разрушающая сила, Аристотель: м. – потенциальность, субстрат. Средневек. ф.: м. – вторична, пассивное начало, преобразованный мрак, хаос. Новое время: м. – природа; вещество как сумма опред. неизменных свойств. XIX-XX вв.: распространение понятия м. на обществ. устройство (общество развивается вследствие матер. деятельности людей). Ф. XX в.: материя – субстанция, лежащая в основе всех явлений и предметов, это объект. реальность. Материя – фил. категория для обозначения объект. реальности, к-рая дается чел. в его ощущениях к-рую он пытается познать, но при этом м. сущ. независимо от чел. Свойства материи: изменчивость (движение), пространственно-временная оформленность, бесконечность, системность, отражение, объективность.

Природа. Античная ф.: неразделенность природы и чел. Средневек. ф.: чел. стремится к возвышению над природой, но подчинен ее законам. Новое время: природа – объект научного анализа, объект приложения сил чел. (естествознание, физика и др.). XX в.: чел. должен руководить ходом природных процессов на основе разума. Аналитическая ф.: научный, научно-технический подход к природе; природа – то, что описывается совокупностью естественных наук. Герменевтика: природа включена в бытие. Чел. познает природу посредством умеренной практич. деятельности. Природа – многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц (микромир) и кончая космическими объектами; совокупность естественных условий сущ-я чел. и чел. общества.   

7. Проблема первоначала  в древнегреческой  философии.

Милетская школа. (Поиск  меры счастья  и процветания) Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной.

Фалес: первовещество — вода- архЭ (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз).

Анаксимен — Космические  стихии,воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия).

Анаксимандр — апейрон (беспредельное и бесконечное первовещество): мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр.

 Гераклит Эфесский  — огонь «Человек – это  огенное зерно»(причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти). Огонь связан с логосом; первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании.

Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие).

Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина.

Школа пифагорейцев. Основатель — Пифагор. Первооснова  мира — число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего — единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада — неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады — триада (равновесие) — священное число, треугольник. Тетраэдр — закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе. 

8. Философское осмысление  пространства и  времени.

Пространство и  время – фил. категории, отображающие основ. формы сущ-я материи. 2 подхода:

- субстанциональный  (Декарт, Ньютон): п/в – особые субстанции, к-рые сущ. рядом с материальной и независимо от нее;

- реляционный (Аристотель, Гегель): п/в – формы матер. объектов, несамост. свойства окр. мира; это общие принципы организации любого объекта действительности.

Пространство –  форма бытия материи, к-рая характеризует  ее протяженность, структурность, взаимодействие элементов во всех матер. системах. Время – форма бытия материи, к-рая характеризует продолжительность сущ-я, послед-ть изменения состояний в развитии всех матер. систем. Общие свойства: объективность, всеобщность, вечность и относительность. Различия: п. – трехмерность, в. – одномерность; п. – обратимость, в. – необратимость; п. – разнонаправленность, в. – однонаправленность. П. и в. неотделимы от материи и друг от друга. 

9. Учение Платона  об идеях.

Платон – ученик Сократа. Центр. учение – учение об «идеях»:

- матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

- все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

- идеи дают общую  сущность вещей; 

- их можно систематизировать:  идея кошки и идея собаки  входят в идею четвероногих;

- идеи – идеальный  образ создания вещей;

Идеи располагаются  в виде пирамиды: подножие – идеи вещей, далее – идеи классов вещей, наверху – истина, добро, красота. 
 

10. Движение и развитие  как философские  категории.

Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств. Механич. подход: д. – простое перемещение в пространстве. Античность: концепции абсолютного покоя (ф. элейцев) и абсолютного д. Материализм: движение материи – самодвижение, следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью. Новое время: появление понятий время, скорость, масса, расстояние. Количество движения – импульс. Закон сохранения движения: суммарное количество д. при взаимодействии тел не меняется. Ф. Энгельс: д. постоянно в количестве и в качестве. 5 форм д. материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Одни формы д. превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Формы д. переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой - тоже д., при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и д., явл. необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Особым видом д. считается развитие. Развитие - это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные качественные изменения. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным.  

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"