Практическое понимание законов диалектики в природе, обществе, мышлении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика (греч. dialektike) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 17.68 Кб (Скачать)

Заяц Натальи 
           б 7203

 

Практическое  понимание законов диалектики в  природе, обществе, мышлении человека

 

Диалектика. Основные категории и принципы диалектики.

 

Диалектика (греч. dialektike) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное (Гераклит, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества (схоластике) диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике.

В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей»  выдвигают Н. Кузанскийи, Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафизики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика, по его мнению, - «движущая душа всякого научного развертывания мысли, представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».

Зрелое научное понимание  диалектики создано К. Марксом и  Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания  исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и  мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития и бытия, и познания, так как они тождественные  по своему содержанию и отличаются только по форме.

Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В  учении о противоречиях она раскрывает движущую силу и источник всякого  развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам  диалектического развития: к развитию путем перехода количественных изменений  в качественные, к перерыву постепенности, отрицанию исходного момента  развития и отрицанию этого отрицания, повторению на высшем уровне некоторых  сторон первоначального состояния.

 

Закон единства и  борьбы противоположностей.

 

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон  действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает  в себе противоположности.

Под противоположностями  диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся  в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т.е. взаимопроникают друг в друга.

Нет противоположностей без  их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет  объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к  каким посторонним силам, позволяет  понять движение как самодвижение.

Он раскрывает конкретное единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой  противоположности взаимно проникают  друг в друга, обусловливая весь процесс  развития. Вот почему этот закон - ядро диалектики. В нем наиболее четко  противопоставлено диалектическое мышление метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешне  для него, а единство существует рядом с многообразием.

Родоначальник диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» - апория).

 

Закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Еще в древности греческие  философы обратили внимание на то, что  незначительные изменения того или  иного предмета накапливаясь, могут  приводить к заметным изменениям. Гегель заметил в таких изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. Качество - такая определенность предмета (явление процесса) которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью его свойств и принадлежащий к классу однотипных к нему предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие  его принадлежность уже к другому классу предметов. Категория качества была впервые проанализирована Аристотелем, основавшим качественный подход к физическому миру. (квалитативизм). Представителей средневековой схоластики занимала проблема «скрытых качеств», ссылки на которые объяснялись различием свойства предметов, веществ. Философы материалисты 17-18 в.в. касались этой темы в связи с размышлениями о первичных и вторичных качествах. Однако на протяжении веков складывался и иной, количественный подход к миру, при котором стиралось, это качественное многообразие. Большое внимание этому уделили Пифагорейцы, разработавшие учение о числах, как выражение сути бытия. Количественная характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности предыдущих им свойств, выражаемая  в числах. Закон перехода количественных изменений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом его истолковании. Энгельс выразил так: «...качественные изменения точно определены для каждого отдельного случая. Способом могут происходить лишь путем количественного прибавления либо кол-ного уравнения материи или движения, (так называемой энергии)» Иначе говоря суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения постояно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющихся, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Закон перехода количества в качество изменений ориентирует на понимание мира, как сложного многокачественного включающего в себя элементарные частицы атомы и др. Все они отличаются друг от друга не просто размерами, массой и другими количественными характеристиками, но представляют собой разнокачественные образования. Т.е. закон раскрывает многокачественность мира  в её неразрывной связи с различными характеристиками вещей. Качественное изменение, в отличии от количественного, выражается понятием скачка. Скачок - это переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).

 

Закон отрицания  отрицания.

 

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г.В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание»  означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении»  первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для  дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание  порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание

Из сущности диалектического  отрицания вытекает особенность  развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими  ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение  «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только чрез исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в  теории) возможности собственного отрицания  раскрывается через деятельность, вне  которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т.е. раскрывает всеобщие определения  предмета через воспроизведение  его в особенной форме. Это  противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание  одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как  отрицание одного его состояния  другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние  не отбрасывается, а сохраняется  в преобразованном виде. Ведь односторонний  подход к объекту раскрывает в  нем нечто непреходящее, что сохраняется  в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при  сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его  в состав новой теории.

 


Информация о работе Практическое понимание законов диалектики в природе, обществе, мышлении человека