Характерные черты античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:18, доклад

Краткое описание

Совокупность философских учений, которые развились в Древней Греции и Древнем Риме с конца VII века до н.э. к VI веку н.э., называют античной философией. Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Античная философия, таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных периода:I. VII-V вв. до н. э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.), II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н. э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.); III. Конец IV-II вв. до н. э. — эллинистический период (Эпикур и др.), IV. I в. до н. э. — VI в. н. э. — римская философия.

Файлы: 1 файл

характерные черты античн. философии.docx

— 18.77 Кб (Скачать)

Совокупность философских  учений, которые развились в Древней  Греции и Древнем Риме с конца VII века до н.э. к VI веку н.э., называют античной философией. Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Античная философия, таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных периода:I. VII-V вв. до н. э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.), II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н. э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.); III. Конец IV-II вв. до н. э. — эллинистический период (Эпикур и др.), IV. I в. до н. э. — VI в. н. э. — римская философия.

Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Она обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. Ф. была наукой наук. Для Античного типа философствования были характерны:

- космоцентризм - мировосприятие, в котором Вселенная рассматривалась в неразрывной связи с человеком, а человек понимался как органическая часть Вселенной, его микромодель - „микрокосм”;- анропоцентризм, то есть направленность философской мысли на человека, ее внутренний мир, его познавательные способности; - связь с научными (математическими, естествоведами, политическими) знаниями, а также с мифологией и искусством; - огромное число направлений и школ, которые являются источником для всех более поздних форм европейского философствования.

 Досократовский этап античной философии: с именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после-Сократовскую («Досократики» – 6 – сер. 5 вв. до н.э., или Ранняя натурфилософия). Основные философские центры ранней философии Греции –, Сицилия, Элея. Виднейшие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейская школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократики – космос, его элементарные первоначала, причины различных природных явлений, отчего эта традиция называется также космологической и натурфилософской.

Миле́тская школа, миле́тцы — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни).

Геракли́т Эфе́сский  — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе». Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:1.Огонь есть первоначальная материальная причина мира: 2.Существуют периодические эпизоды мирового пожара (др.-греч. ἐκπύρωσις), во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. 3.Всё есть поток (т. н. Доктрина или Теория потока. 4.Тождество противоположностей. 5.Нарушение закона противоречия. Данная доктрина является скорее следствием из  и , чем самостоятельным положением учения Гераклита. Главная способность человека — распознать истину, которая есть «общее».

Элеа́ты, элейцы, Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н.э., в городе Элее, в Великой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Пифагор Самосский— древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.


Информация о работе Характерные черты античной философии