Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

Глобальные проблемы современности - проблемы, зародившиеся в начальный период социального развития человечества и отчетливо проявившие себя во второй половине XX в. К этому моменту мощное развитие производительных сил в условиях научно технической революции и достижения общественного производства достигли такого масштаба, что появилась угроза нарушения баланса между обществом и природой, от которого зависит существование и прогресс человеческой цивилизации.

Оглавление

Введение……………………………………………………..3
Сущность и возникновение глобальных проблем………..4
Основное содержание глобальных проблем
в современности……………………………………………7
Глобальные проблемы и перспективы
человечества…………………………………………………9
Пути решения глобальных проблем………………………12
Заключение…………………………………………………14
Список используемой литературы………………………..15

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.55 Кб (Скачать)

 

  В-третьих, вся история экономической формации, сменившей первобытную формацию, пронизана общей закономерностью развития свободы человека, преодоления его отчуждения от средств производства и результатов труда, от власти, от духовных ценностей и от других людей. С каждой стадией развития экономической формации, т. е. с каждым новым способом производства человек становится более свободным, менее отчужденным. Так, в России в XX в. феодальный способ производства с элементами капитализма сменился государственно-феодальным способом производства с элементами социализма, который ныне эволюционирует в буржуазный способ производства. Каждая из этих трех стадий развития экономической формации характеризуется определенным уровнем свободы человека, уровнем его отчуждения. Развитие рыночных отношений во всем мире способствует преодолению отчуждения человека от средств производства и результатов труда, расширение демократии - преодолению отчуждения человека от власти, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня трудящихся - отчуждения человека от духовных ценностей. Одновременно с этим в настоящее время преодолевается отчуждение человека от других людей, человек становится более свободным. Эта определяющая тенденция общественного развития позволяет прогнозировать в будущем полное преодоление социального отчуждения.

  Будущая формация свободных людей сменит экономическую, основанную на товарно-денежных взаимодействиях. Эти взаимодействия, в том числе их нынешняя форма - рыночные отношения, ведут к негативным последствиям при современных глобальных социально-экологических, социально-энергетических, социально-экономических проблемах, результатом которых может быть гибель человечества. К этому возможному, нежелательному результату ведут не сами экология, энергетика, экономика, а существующий тип социального взаимодействия, характеризующийся социальным неравенством, делением людей на классы (страты), на подданных различных государств. Насколько последнее абсурдно, особенно наглядно видно нам, бывшим советским людям, которых разделили политические деятели, находившиеся у власти в советских республиках.

  Глобальные социальные проблемы показывают, что в XXI в. произойдут качественные изменения в социальном взаимодействии. На основе информатики и мирового капиталистического рынка будет складываться общечеловеческая общность на основе все более тесного объединения государств, а также взаимовлияния, взаимопроникновения национальных форм культуры, а культура всегда была, есть и будет единой, общечеловеческой. Объединенное человечество в дальнейшем отторгнет рынок как основу социального неравенства, социальных конфликтов. В каждом человеке получат развитие общечеловеческие качества - осознание глобализации человечества, приверженность к справедливости, нетерпимость к насилию и т. д., возникнет совершенно новая, общечеловеческая цивилизация без социального отчуждения. Будущая формация станет позитивным обществом в том смысле, что она будет основываться на положительном, научном познании, в том числе на информатике. Это общество свободных людей, объединенное человечество, совершенно новая цивилизация. В процессе перехода к ней появится возможность решения современных глобальных социальных проблем, исчезнет нависшая над человечеством угроза уничтожения. Вместе с тем, возникнут и новые проблемы, ибо как писал Ф. Энгельс, «история так же, как познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное «государство» это - вещи, которые могут существовать только в фантазии». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е. - Т. 21.- С. 275).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Пути решения глобальных проблем.

 

 

  Обострение глобальных противоречий ставит в повестку дня общую для всех проблему выживания человечества. Различными специалистами вкладывается разное содержание понятия выживания. Например, под последним нередко понимают притупление социально-классовых конфликтов с целью преодоления ядерной войны или экологической катастрофы. Высказывается также суждение, что концентрация сил выживания и развертывания их действий будет идти наряду с разрешением социально-экономических, нравственно-этических конфликтов и противоречий, которые должны постепенно решаться на гуманистической основе. Это суждение ближе к реальностям общественного развития, его объективным законам. Важно отметить, что само понятие «выживание» применительно к человеческому обществу не сводится только к сохранению оптимальных физических и естественно-природных условий существования людей. И в этом смысле масштаб измерений выживания предполагает: продолжение общественного прогресса, дальнейшее развитие цивилизации; достойное существование всех стран и народов; гарантию естественного права на жизнь и развитие каждого индивида; приоритет естественного и природного начала над научно-техническим компонентом. Основным из перечисленных направлений развития является обеспечение социального прогресса человечества.

  Таким образом, следует вывод, что для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические и социально-политические. Содержание первых состоит в обеспечении научно-технического прогресса в степени, необходимой для регулирования естественно природных процессов; вторых - в создании таких социально-политических условий, которые дадут возможность практически решать глобальные проблемы.

  Наиболее полное решение глобальных проблем требует, очевидно, коренного преобразования общественных отношений в масштабе мирового сообщества. Значит, на ближайший обозримый период единственным путем решения глобальных проблем является развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества. Для выработки общей стратегии выживания, для согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются, видимо, неординарные политические решения и акции.

  Вполне возможно, что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий и согласования потребностей человечества, но и переустройства всего быта, правил общежития. Жизнь может стать более суровой, грубой и бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничения действий личности в угоду общественной необходимости. Изменятся отношения собственности. Во всяком случае, понятие «частной собственности» как собственности, с которой ее владелец может делать все, что ему заблагорассудится,- станет явным анахронизмом. И мы видим, что уже сейчас общество накладывает различные ограничения на использование частной собственности в таких формах, как государственная, акционерная или кооперативная формы собственности.

  Тотальный отказ от всех благ нынешней цивилизации невозможен, а система жестких запретов, скорее всего, не даст результатов. Лишь глубинные духовные и материальные процессы внутри народной жизни смогут дать реальный выход из кризиса. Надеяться на безболезненность подобного рода процессов не приходится, ибо речь об определенной системе ограничений, о сознательном подчинении своей индивидуальности определенной общественной необходимости, новым принципам нравственности. Иными словами необходимо переосмысление всей системы ценностных ориентаций и смена жизненных установок, смещение акцентов со средств жизни, которыми так долго были заняты люди, на цели жизни. Может быть, эти великие испытания и приведут не только к преображению бытия, но и духовному преображению. И тогда «глобальная катастрофа» обернется не гибелью людей, а восхождением их на новую ступень.

  Особенностью современного этапа развития человечества является, в частности, чрезвычайное обострение глобальных проблем. Обострение глобальных проблем создало принципиально новые условия для развития человечества, условия постоянной, реальной угрозы жизни на Земле.

  В объективной реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обладает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это, прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития. Чисто социальных и чисто социоприродных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

  Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

 

 

 

 

                                            Заключение.

Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув  немалых высот в различных  сферах общественной жизни - науке, технике, культуре - столкнулась лицом к  лицу, с казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Их круг достаточно хорошо известен сегодня. Это военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность.

  Ученые и философы не едины во взгляде на перспективу современной цивилизации, на ее способность решить угрожающие ей противоречия. Опираясь на исторический опыт, часть из них справедливо полагает, что возможен вариант гибели современной цивилизации. В качестве основы для столь пессимистического прогноза приводятся многочисленные примеры бесследно исчезнувших цивилизаций прошлого.

   Однако есть и несколько иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации носит планетарный, а не локальный характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом; не той или иной форме социальной организации (капитализму, социализму и т. п.), а всеобщим условиям родового существования человека. Поэтому проблема, стоящая перед человечеством, заключается в возможности изменения им своей социально-культурной формы, находящейся в явно кризисном состоянии, при сохранении всеобщих условий бытия. В силу этого неизбежно противостояние всего человечества глобальной катастрофе, ибо всеобщая опасность роднит, объединяет всех, что вселяет известный оптимизм. Однако для этого необходимо уяснить всем, что глобальные проблемы, во-первых, не могут быть разрешены для какой-либо отдельной страны или части стран (например, проблема обеспечения ресурсами), ибо все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. Так, скажем, превращение развивающихся стран в источник сырья для развитых государств обрекает население первых на нищенское, полуголодное существование, что ведет к нестабильности, усилению военной конфронтации и в результате - росту угрозы войны и даже возможного применения средств массового уничтожения людей.

Завершив XX столетие, современная  цивилизация, достигнувшая высот в  различных сферах общественной жизни, науке, технике, культуре, оказалась  перед лицом глобальных проблем, для решения которых необходим  переход к новым формам социальной жизни и формированию общечеловеческой цивилизации.

Список литературы.

1. Алексеев П. В. Социальная философия: учеб. пособие.- М.: Велби; Проспект, 2004.- 256 с.;  
2. Ивин А. А. Современная философия науки.- М.: Высш. шк., 2005.- 592 с.;  
3. Лешевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 272 с.;  
4. Родчанин Е. Г., Колесников В. И. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник.- М.: Дашков и К°: Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.- 432.с.;  
5. Сабиров В. Ш., Соина О. С. Философия: элементарный курс.- М.: Гардарики, 2006.- 287 с.

 


Информация о работе Глобальные проблемы современности