Гегель: его место и роль в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 00:44, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности философии Гегеля, ее роль и место в общей истории философии.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть характерные черты немецкой классической философии;
- изучить философскую систему Гегеля;
- проанализировать философию истории Гегеля;
- оценить значение философии истории Гегеля.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Характерные черты немецкой классической философии 5
Глава 2. Философская система Гегеля 8
Глава 3. Философия истории Гегеля 12
Глава 4. Значение философии истории Гегеля 18
Заключение 20
Библиография 22

Файлы: 1 файл

Gegel_ego_mesto_i_rol_v_istorii_filosofii_B.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

Важнейшее значение в гегелевском  понимании всемирной истории  имеет вопрос о роли в ней различных  народов и взаимоотношении между  ними. Гегель в трактовке и этого  вопроса занимает позицию, значительно  отличающуюся от просветительской философии  истории и во многом противостоящую ей. Считая субъектами всемирной истории  лишь те народы, которые создали  свои государства,— «...народ без  государственного устройства (нация  как таковая) не имеет, собственно, никакой  истории...»,— Гегель фактически сосредоточивал свое внимание на государствах, а другие стороны жизни народов отступали  на задний план и выглядели как  несущественные. Это приводило к  тому, что всемирная история трактовалась преимущественно в политическом ее аспекте, чего всячески стремились избегать просветители, делавшие предметом  своего внимания максимально широкий  спектр различных сторон жизни народов7

Заключение

Немецкая классическая философия  конца XVIII - середины XIX столетия является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия  показала себя в ее высочайшем, «чистейшем»  виде: она, по словам Гегеля, «средствами  движения только мировоззренческих  категорий показала нам мир и  наше место в этом мире».

Немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры.

Немецкая классическая философия - одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века.

Творчество Гегеля считается  вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом.

Но Гегель пошел значительно  дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в  беспрерывном развитии. Он открыл и  обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории  диалектики. Классическая немецкая философия  наложила заметный отпечаток на последующий  ход развития мировой философской  мысли. Она послужила теоретическим  источником формирования философских  взглядов Маркса и Энгельса, Герцена  и Чернышевского. На ее базе возникли влиятельные философские школы  неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.

В философии Гегеля следует  четко различать диалектический метод и систему, которые противоречат друг другу, находятся в противоречии, которое проявляется в таких  моментах:

1. Метод выходит из признания  всеобщности развития. Система же  отрицает всеобщее развитие, поскольку  природа развивается лишь в  пространстве, а не во времени.  Система требует ограничения  развития.

2. Метод основан на признании  всеобщности противоречия. Система  же требует решения всех противоречий  и установления непротиворечивого  состояния.

3. Метод требует соответствия  движения мысли состоянию, характерному  для реальных процессов. Система  же предусматривает конструирования  связей из головы.

4. Метод требует постоянного  превращения действительности, а  система - неизменности существующего  положения вещей.

Философская теория Гегеля оказала  значительное влияние на всю философскую  мысль. После смерти Гегеля в Германии возникли направления, которые выплывали  из его учения и развивали его  идеи.

 

Библиография

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. - М. Изд-во «ПБОЮЛ Грачев С.М.». 2000.
  2. Гегель. Философия истории. // Энциклопедия философских наук. - М. Изд-во «Мысль». 1976.
  3. Гегель. Философия права. - М.: Изд-во «Мысль». 1990.
  4. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М. Изд-во « Юристъ» 2009.
  5. Краткий философский словарь. Под редакцией А.П. Алексеева. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М. Изд-во «ПБОЮЛ М.А. Захаров». 2001.

1 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. - М. Изд-во «ПБОЮЛ Грачев С.М.». 2000.

2 В.Н.Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины 18-начала 19 века. - М.1989. С.375.

3 В.Н.Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины 18-начала 19 века. - М.1989. С.380.

4 В.Н.Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины 18-начала 19 века. - М.1989. С.385.

5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. - М. Изд-во «ПБОЮЛ Грачев С.М.». 2000.

6 Гегель. Философия истории. // Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1976.

7 Гегель. Философия истории. // Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1976.

 


Информация о работе Гегель: его место и роль в истории философии