Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.
Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
6
1 ДИАЛЕКТИКА, КАК НАУКА
6
2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
13
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
13
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей
18
2.3 Закон отрицания отрицания
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИАЛЕКТИКА РЕФЕРАТ.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 
 
 

Кафедра философии

 
 

(наименование  кафедры)

 
     
     
 

(фамилия, имя,  отчество студента)

 
     
 

Институт

 

курс

 

группа

     
     
     
     
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Философия

 
     
 

На тему

Диалектика 

 
   

(наименование  темы)

 
 

как учение о  всеобщей связи и развитии

 
     
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
         
 

Руководитель 

           
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и. о. фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
     

 

 

 

         
 

Архангельск

 
     

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛИСТ ДЛЯ  ЗАМЕЧАНИЙ

3

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4

ВВЕДЕНИЕ 

5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

6

1 ДИАЛЕКТИКА, КАК НАУКА

6

2 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ  ДИАЛЕКТИКИ

13

2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

13

2.2 Закон единства и борьбы противоположностей

18

2.3 Закон отрицания отрицания

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ ДЛЯ  ЗАМЕЧАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

[1]Синерге́тика - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

[2]Дестру́кция (от лат. destructio — «разрушение»)  — термин, обозначающий в произведениях искусства качество, тенденцию или движение к разрушению структуры художественного целого или, по крайней мере, внешнюю иллюзию (видимость) подобного разрушения.

[3]Бифурка́ция — термин происходит от лат. bifurcus — «раздвоенный» и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек илиметаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.

[4]Го́льбах, нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach, 8 декабря 1723, Эдесхайм — 21 июня 1789, Париж), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.Родился в Германии в семье винодела. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался вПариже и посвятил свою жизнь философии и науке.

[5]Клод Адриа́н  Гельве́ций (Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения. Родился в семье придворного врача Жана Клода Андриана Гельвеция (1685—1755), (его фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер, что, как Хельвециус, означает в переводе «Швейцарец», «Швейцарский»).

[6]Хилон — древнегреческий политический деятель и поэт, один из Семи мудрецов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Диалектика  от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.

Диалектика  представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика  – наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления.

Диалектика  – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах  изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных моментов –  черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых  способов   постижения мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 ДИАЛЕКТИКА, КАК НАУКА

 

 Диалектика  включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

 Как философская  наука, диалектика имеет длительную  историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

 Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал  умение вести беседу так, чтобы  вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

 Диалектика - это наука о развитии и  всеобщей связи, наука о наиболее  общих законах развития природы,  общества и мышления. Диалектика  включает в себя объективную  и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная  диалектика - это отражение объективной  диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными  словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

 Диалектика  как учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности,  отличающие развитие от всяких  других типов изменений, вопрос  об источнике развития и его  формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные  догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

 Однако в  наиболее полной, систематизированной  форме диалектика была развита  в учении немецкого философа  Гегеля, который, теоретически подытожив  историю диалектики, пошел гораздо  дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической  основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

 По Гегелю, "только в понятии истина  обладает стихией своего существования"  и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

 Прежде всего  отметим, что под философскими  принципами понимается совокупность  наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

У Гераклита  исходным началом был огонь, который  выступает в роли основы всякой связи  и раздельности вещей. "Грядущий огонь все будет отделять и связывать", - говорил он.

 В механическом  материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали [4]Гольбах и [5]Гельвеций.

 В настоящее  время ведутся работы над связью земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности человека, животных и растений. Наука серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален ,чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.

 Например, общественное  бытие определяет общественное  сознание, изменение материальных  условий жизни людей вызывает  в конечном счете изменения  и в общественном сознании. Выделяются  разнообразные виды связей.

 Классификация  видов связи строится либо  по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления:

  • прямые – опосредованные;
  • внутренние – внешние;
  • функциональные;
  • генетические.

 С точки  зрения диалектики, вещи не просто  сосуществуют между собой, а  воздействуют друг на друга,  причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

 Диалектика  как наука о связях включает  в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

 Существуют  различные способы и формы  объективной детерминации явлений:  связь случайного и необходимого, возможного и действительного,  бесконечного и конечного, определенного  и неопределенного и т.д. 

 С точки  зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:

  • системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;
  • определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;
  • данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами;
  • между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;
  • в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы.

 Итак, система  - динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей, постоянством и изменчивостью. Понятие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда.

Информация о работе Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии