Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:20, реферат
Диалектика (греч. diаlехtiсе — вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, которые образует структуру диалектики.
Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед».
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.
Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.
Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.
Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.
Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, Гегель, прежде всего, связывал с происхождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.
Категории диалектики
Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.
Категории означают основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения действительности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.
Чтобы понять категории диалектики, удобнее рассматривать их в той последовательности, в которой они выступают как ступеньки познания: категории определенности (единичное, особенное и общее, сущность и явление, содержание и форма), категории обусловленности (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность) и категории выбора (целое и часть, система, элемент и структура).
Общую структуру определенности любого отдельного предмета описывают категории общего и особенного.
Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного. Единичным может быть известная планета, тот или иной город, конкретный человек – Петр. Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общего. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами.
Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы и процессы. Общее и единичное синтезируется в категории особенного, которая отражает меру и способ их «сплавленности». Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим. Так дерево – понятие особенное, ибо оно входит в более общее понятие лес, но в то же время, деревья включают единичное понятие: береза, дуб, осина и др.
Существуя в отдельном в качестве его сторон, свойств, единичное и общее не просто сосуществует, а находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Они обладают противоположными тенденциями: единичное имеет тенденцию не повториться, общее – повториться в других вещах. Будучи противоположными сторонами вещи, они в процессе ее изменения и развития переходят друг в друга: единичное становится общим, общее единичным.
С категорией общее тесно связана категория сущность. Она отражает совокупность глубинных связей и отношений, определяющих основные черты и тенденции развития предмета, материальной системы. Постигнуть сущность какого-либо объекта – это, значит, понять причину его возникновения, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства. Сущность как внутреннее свойство противопоставляется внешней, изменчивой стороне вещей. Последняя выражается категорией явление. Когда говорится, что явление - это нечто внешнее, а сущность внутреннее, то имеется в виду не пространственное отношение, а объективная значимость внутреннего и внешнего для характеристики самого предмета.
Сущность и явление – различные стороны действительности, они связаны друг с другом в едином предмете, определенной области реального мира. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явления отражают сущность. Отношение сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться.
Постижение вещей, предметов и событий в их сущности – основная задача науки. Если бы они совпадали друг с другом, то всякая наука была бы излишня.
Важное значение для осмысления процессов развития предметов и явлений имеют категории содержания и формы. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Так содержание современной эпохи можно определить как становление информационного общества, формой которого является антропогенная цивилизация.
Форма и содержание представляют собой определенное отношение не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.
Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Так, мысль есть идеальная форма отражения действительности и вместе с тем составляет содержание нервно-физиологических процессов.
Знание процессов, явлений есть, прежде всего, знание причин их возникновения и развития. Причинность – одна из форм всеобщей законной связи явлений. Образуя понятия причина и следствие, человек изолирует те или иные стороны единого объективного процесса.
Причина и следствие – соотносительные понятия. Явление, которое вызывает к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Электрический ток, проходя через нить лампочки вызывает ее накаливание. Таким образом, электрический ток является причиной накаливания нити, а появление света - следствие прохождения тока по нити накаливания.
Связь причины и следствия носит характер взаимодействия: не только причина порождает следствие, но и следствие может действовать на причину и изменять ее. В процессе взаимодействия причина и следствие меняются местами. Например: развитие капитализма в России послужило причиной отмены крепостного права, но отмена крепостного права в свою очередь явилась причиной дальнейшего ускоренного развития капитализма.
Причинно-следственная связь проявляет себя как закономерность, объективная необходимость.
Необходимость – устойчивая существенная связь, определенный порядок развертывания событий, господствующая тенденция в развитии, вытекающая из внутренних коренных особенностей предметов, процессов. Это есть то, что обязательно должно произойти при наличии причин в данных условиях. Например, с необходимостью зима следует за осенью. Необходимым для общества является развитие материального производства.
Противоположностью необходимости является случайность. Случайность не вытекает с неизбежностью из внутренних взаимосвязей, а коренится в другом, не связанном с сущностью данного предмета, и в силу этого не может наступить.
Ступеньками познания обусловленности являются также категории возможности и действительности. Возможность выражает объективные, необходимые условия и тенденции возникновения и развития некоторого предмета. Так, на нашей планете когда-то создались условия для формирования первых живых существ. Эти простейшие существа подготовили возможность для образования новых, более совершенных организмов, которые, в свою очередь, породили возможность появления такого разумного существа как человек.
Возможность может быть абстрактной и реальной. Возможность считается абстрактной, если имеются для ее осуществления некоторые основания, но отсутствуют необходимые условия для превращения ее в действительность. Возможность сама по себе не противоречит объективным законам. И в этом смысле она коренным образом отличается от невозможности, т.е. от того, что принципиально, ни при каких условиях не может быть реализовано. Например, невозможно создание вечного двигателя, так как это противоречит законам сохранения энергии.