Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:08, контрольная работа
Диалектика (от гр.dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. Диалектика – учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. Диалектика как наука – представляет собой сложную систему. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории.
Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……..3 - 5
Основные принципы и законы диалектики…………………….6 - 12
Альтернативы диалектики………………………………………..13 - 14
Список литературы ………………………………………………..15
Данный
принцип диалектического
Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. В материалистической диалектике этот принцип указывает пути человеческому познанию действительности, обращаясь в прошлое.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие». Согласно этому закону каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений. Движущей силой развития являются отношения между противоположностями – противоречия.
Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Антиномии, по Канту, – это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью (например, мир конечен – мир бесконечен).
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как, каким путем осуществляются связи, и происходит развитие. Содержание действия этого закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Качество – это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами.
Благодаря своей качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать ее от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук.
Всегда можно выделить высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта его подлинная сущность.
Если качество характеризует предмет в целом, то отражение отдельных сторон, связей есть свойство. Свойства могут быть либо существенными, то есть необходимыми для определенного класса, либо несущественными, случайными.
Количество – это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств.
Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания.
Мера – это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного количества не могут превысить определенных границ.
Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира.
В процессе познания чувственно фиксируются, прежде всего, качества вещей. Чтобы глубже понять объект, необходимо исследовать его количественные особенности, причинно-следственные связи с другими вещами, определить интервал, меру его стабильности.
В пределах меры качество остается самим собой. При выходе количественных параметров изменений за пределы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления процесса.
Качественные
изменения могут происходить
лишь путем количественного
Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.
Любой скачок характеризует переходный момент в развитии.
Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости определенных сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.
Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое.
Материалистическую диалектику интересуют прежде всего те отрицания, которые служат условием и моментом развития.
Противоположность диалектического и метафизического понимания отрицания заключается в следующем:
1) природа отрицания: с точки зрения диалектики – внутренне отрицание (самоотрицание), с признаком внешних факторов отрицания, с точки зрения метафизики – лишь внешнее отрицание;
2)
роль отрицания: с позиций
3)
характер связи нового и
Отрицание отрицания прежде всего предполагает:
а) повторяемость в процессе развития;
б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени;
в)
относительную завершенность
г) несводимость развития к движению по кругу.
Если первое качество отрицается вторым, а второе – третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания.
3. Альтернативы диалектики
К альтернативам диалектики относятся: метафизика; софистика; эклектика; догматизм; релятивизм; «негативная» диалектика.
Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику и определил метафизику как антидиалектику.
Для «старой» (классической метафизики (XVII – XIX вв.)) характерно отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие целостного (системного) взгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей, мышление по принципу «да – нет», «или – или».
Для «новой» метафизики (со второй половины XIX в) характерно признание связи и развития. Неометафизика в различных вариантах истолковывает развитие: как количественные изменения («плоский эволюционизм»); как качественные изменения («катастрофизм»), как монотонное повторение со строго линейной направленностью; как движение по кругу без возникновения нового; как сплошной прогресс.
Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
Эклектика – смешение различных зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок.
Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и отношений объективного мира главной связи предмета, явления в их конкретно-исторической обусловленности.
Эклектика произвольно сочетает разные признаки предмета, не умеет выделить определяющего, не способна синтезировать многообразное.
Диалектика в отличие от эклектики раскрывает взаимосвязь признаков предмета и выделяет для данных, конкретных условий определяющий признак, но не абсолютизирует его.
Догматизм – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.
Релятивизм – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания. В современной буржуазной философии релятивизм проявляется в отрицании объективных исторических законов и используется как средство борьбы против материалистической философии.
«Негативная» диалектика, по Т.Адорно, это отрицание наличной действительной и релятивизация всякой замкнутой системы понятий, противопоставляемых и гегелевской диалектике, и позитивистской концепции научного знания.
Контрольную работу
выполнила В.Л.Арсоба
15.02.2010
г.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Т.В. Негативная
диалектика. / Т.В.Адорно. – М.: Научный
мир, 2003. – 374 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – 568 с.
3. Волчек Е.З. Философия: Учеб.пособие /
Е.З.Волчек. – Мн.: Магазин для экономиста
НПЖ «Плюсминус», 1993. – 256 с.
4. Ермакова Е.Е.
Философия: Учебник для техн.вузов / Е.Е.Ермакова.
– М.: Высш.шк., 2002. – 272 с.
5. Калмыков В.Н.
Основы философии: Учеб.пособие / В.Н.Калмыков.
– 2-е изд. перераб.и доп. – Мн.: Выш.шк.,
2003. – 541 с.
6. Философия: Учеб.пособие
/ Под ред. Н.И.Жукова. – 4-е изд., испр. и
доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 367 с.
7. Философский словарь
/ Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат,
1981. – 445 с.
Информация о работе Диалектика как философская концепция развития