Диалектика и её альтернативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика является современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. То есть диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..с.2
1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии ………………...с.3
2. Принципы диалектики..………………………………………………….с.7
3. Альтернативы диалектики……………………………………………....с.11
3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики………………...с.11
3.2. Догматизм………………………………………………………………с.14
3.3. Софистика………………………………………………………………с.15
3.4. Эклектика……………………………………………………………….с.16
3.5 Фатализм………………………………………………………………...с.16
3.6. Волюнтаризм……………………………………………………………с.17
3.7 Субъективизм……………………………………………………………с.18
Заключение……………………………………………………………….....с.19
Список литературы…………………………………………………….....с.20

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Ввведение…………………………………………………………………..с.2

1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии ………………...с.3

2. Принципы диалектики..………………………………………………….с.7

3. Альтернативы диалектики……………………………………………....с.11

3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики………………...с.11

3.2. Догматизм………………………………………………………………с.14

3.3. Софистика………………………………………………………………с.15

3.4. Эклектика……………………………………………………………….с.16

3.5 Фатализм………………………………………………………………...с.16

3.6. Волюнтаризм……………………………………………………………с.17

3.7 Субъективизм……………………………………………………………с.18

Заключение……………………………………………………………….....с.19

Список  литературы…………………………………………………….....с.20

 

      Введение

     Цель: Познакомиться с альтернативами диалектики.

     Задачи: Выяснить, какие существуют альтернативы диалектики и рассказать о каждой из них.

     Постоянно развивающаяся борьба старого и  нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта  борьба объективно предполагает необходимость  диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

     Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется  законам диалектики. Диалектика как  наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

     Развитие - это невозвратное, направленное, необходимое  изменение материальных и идеальных  объектов. В результате развития возникает  новое качество. Это - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это, прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.

     Диалектика  является современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. То есть диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание.

     В реферате я попыталась определить основные альтернативы диалектики, такие как  метафизика, «Отрицательная» диалектика, софистика, догматизм и релятивизм. 

  1. Диалектика  как учение о всеобщей связи и развитии

     Диалектика  включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

     Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

     Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих  законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в  себя объективную и субъективную диалектику.

     Объективная диалектика1 - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

     Субъективная  диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

     Диалектика  как учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике  развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

     Однако  в наиболее полной, систематизированной  форме диалектика была развита в  учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю  диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

     По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

     Прежде  всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

     В настоящее время  для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален, чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.

     Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий  жизни людей вызывает, в конечном счете, изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные  виды связей.

     Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и  характеру проявления:

  • прямые – опосредованные;
  • внутренние – внешние;
  • функциональные;
  • генетические.

     С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

     Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, то есть признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

     Существуют  различные способы и формы  объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и  неопределенного. С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:

     1) системе как целому присущи  новые свойства по сравнению  со свойствами составляющих ее  элементов; 

     2) определить характеристики элемента  можно только тогда, когда он  рассматривается как часть данной  системы;

     3) данная система обусловлена, в  свою очередь, составляющими ее  элементами;

     4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;

     5) в системе выделяется определяющий  тип связи, образующий ее структуру,  которая обеспечивает устойчивость  системы. 

     Итак, система - динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей, постоянством и изменчивостью. Понятие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда.

     Однако диалектика является не только наукой, но всеобщим методом познания и преобразования действительности. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, - это сущность принципов диалектики.

 

2. Принципы диалектики

     Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии. В качестве принципов объяснения мира как единого Космоса у древних мыслителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывали принципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумной действительности. Между тем, как и любые явления сознания, принципы вторичны. Они – продукт философского познания действительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболее общие идеи. Идея – это особая форма мысли. В ней не только в концентрированном виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентация познавательной и практической деятельности человека. Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.

     Закон2 – это объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как общее отношение для всей совокупности явлений закон не терпит исключений. При одних и тех же условиях действие закона непременно и однозначно. Именно данные особенности объективных законов природы и общества позволяют человеку сознательно использовать их в своей практической деятельности.

     В зависимости от пространства действия различают законы специфические (функционирующие  в какой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в целом природе  или обществу) и всеобщие, или законы диалектики. Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные существенные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего.

     Закон единства и борьбы противоположности - основной закон диалектики. Этот закон  определяется как суть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторону развития – его источник и причину.

     Единство  и борьба противоположных начал  – внутренний источник движения и  развития всего сущего.

     Основные  понятия закона – понятие диалектических противоположностей. Это такие две  стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике – плюс и минус; в физике – положительное и отрицательное.

Информация о работе Диалектика и её альтернативы