Дезадаптация школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования - определение педагогических условий профилактики дезадаптированных учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования, определить сущность профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов.
2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов, обеспечивающие ее результативность.
3. Разработать модель системы профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, способствующую эффективности предупреждения отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.

Оглавление

1.Введение
2.Понятие адаптации и дезадаптации.
3.Причины и формы школьной дезадаптации.
4.Предупреждение школьной дезадаптации.
5.Критерии дезадаптации.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферативная работа.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

                     Содержание

1.Введение

2.Понятие адаптации и дезадаптации.

3.Причины и формы школьной дезадаптации.

4.Предупреждение школьной дезадаптации.

5.Критерии дезадаптации.

6.Заключение.

7.Список литературы. 

                         Введение.

Актуальность  темы: социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, изменили духовный мир личности, ее ценностные ориентиры. Нестабильность, разрушение привычных устоев, социальная дифференциация привели к усилению конфликтности, разобщенности, нередко униженности отдельного человека. Безусловно, в первую очередь это губительно сказалось на подрастающем поколении - наименее приспособленной к жизни и наименее защищенной части общества. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования отклоняющегося поведения детей, которое имеет многообразие причин возникновения (от генетических до социальных факторов) и многообразие форм проявлений (от незначительных проступков до стойких правонарушений. Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Именно эти проблемы, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте .В настоящее время большое внимание уделяется проблемам социально-психологической дезадаптации подростков. Распространенным является мнение, что «трудными» дети становятся в подростковом возрасте, однако в последние годы возрастные границы девиаций несовершеннолетних сдвигаются в сторону омоложения. У детей уже младшего школьного возраста наблюдаются проявления, свойственные подростковому возрасту. И потому чем раньше учитель начинает профилактику негативных личностных образований, тем меньше их разрушительное воздействие.

В данной работе меня будут интересовать проблемы школьной дезадаптации учащихся начальных  классов. Процесс дезадаптации разворачивается  по принципу «замкнутого порочного круга» , где пусковым механизмом, как правило, являются резкое изменение условий жизни и привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности. В то же время следует подчеркнуть, что в научной литературе освещены лишь отдельные вопросы профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов. Профилактика школьной дезадаптации учащихся начальных классов была и есть предмет специального исследования. Однако освещение проблемы профилактики дезадаптации учащихся начальных классов ограничивалось показом воспитательной деятельности учителя начальных классов, с ликвидацией второгодничества и улучшением поведения учащегося на уроках или трудностями адаптации к школе первоклассников.

Цель  исследования - определение педагогических условий профилактики дезадаптированных  учащихся начальных классов.

Задачи  исследования:

1. Изучить  философскую, педагогическую, психологическую,  социологическую литературу по  проблеме исследования, определить  сущность профилактики школьной  дезадаптации учащихся начальных  классов.

2. Выявить  и экспериментально обосновать  педагогические условия организации  профилактики школьной дезадаптации  учащихся начальных классов, обеспечивающие  ее результативность.

3. Разработать  модель системы профилактической  работы с  дезадаптированными  учащимися начальных классов,  способствующую эффективности предупреждения  отклоняющегося поведения на  ранних этапах развития детей.

В контексте  обсуждаемой проблемы наибольший риск представляют не момент поступления  ребенка в школу и период первичного усвоения им требований, предъявляемых  новой социальной ситуацией. Трудности  первоклассников в начале учебного года еще не являются явными признаками дезадаптации. Отражая вхождение  ребенка в новую социальную ситуацию развития в начале первого класса, они вполне могут быть преодолены при определенных условиях. Недостаточен также учет системного, индивидуального, личностного, деятельностного и  др. подходов при соединении процессов  воспитания и реализации профилактики дезадаптации учащихся; слабо раскрываются сущность и механизм обеспечения  единства развития этого явления.Таким  образом, обнаруживается противоречие между наличием значительного количества дезадаптированных детей в школах и отсутствием научно обоснованных                 педагогических условий и методических рекомендаций по профилактике школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

В связи  с вышеизложенным рассматриваемая  мной проблема организации и проведения профилактики дезадаптированных  учащихся начальных  классов актуальна  как в теоретическом, так и  в практическом плане и решение  ее возможно благодаря более глубоким теоретическим и экспериментальным  исследованиям. Это определило выбор  темы реферата: «Профилактика дезадаптации учащихся младших школьников как компонент педагогической деятельности  ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие адаптации и дезадаптации.

Адаптация – это навык сверхчеловека  приспосабливаться к любой внешней  среде и ситуации. Умение сверхчеловека  приспосабливаться к любому обществу, социальным условиям и характеру  людей с кем приходится общаться по мере необходимости. Умение выжить в любой экстремальной ситуации с наименьшими потерями. Способность  растворяться в окружающей обстановке и сливаться с ней воедино, таким образом становиться невидимым  или незаметным для окружающих... Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не научится дружить, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем, за рамками сензитивного периода, будет значительно труднее. Адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику. Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

Дезадаптация- какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами (но не у детей с физическими дефектами, органическими расстройствами, олигофренией и другие). Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.

В настоящее  время выделяют четыре позиции школьной дезадаптации:

Первая  позиция: "Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984). Под этим углом зрения школьная дезадаптация и для родителей, и для педагогов, и для врачей, как правило, расстройство в рамках вектора "болезнь/ нарушение здоровья, развития или поведения". Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение к школьной дезадаптации как к явлению, через которое проявляет себя патология развития и здоровья Неблагоприятным следствием такого отношения является ориентир на тестовый контроль при поступлении в школу или при оценке уровня развития ребенка в связи с переходом с одной учебной ступени на другую, когда от ребенка требуется, чтобы он доказывал у себя отсутствие отклонений в способности обучаться по программам, предлагаемым педагогами, и в школе, выбранной родителями.

Вторым  следствием является устойчиво выраженная тенденция направлять к психологу  и к врачу, например, психиатру, ребенка, с которым учитель постоянно  встречает затруднения. Крайним  выражением этого подхода является "обозначение" детей, испытывающих трудности обучения, диагностическими "ярлыками", идущими от клинической  практики в "обыденное сознание" - "инфантил", "психопат", "истерик", "шизоид", "органик" и прочие многочисленные образцы медицинских  по происхоэждению "псевдотерминов", неправомерно используемых в другой, социально-психологической и воспитательной системе отношений для прикрытия или оправдания бездушия, бессилия или непрофессионализма лиц, отвечающих за воспитание, обучение и социальную помощь. .

В связи  с тем, что школьная дезадаптация не является медицинским, диагностическим  понятием и в Международной классификации  болезней (МКБ-1О), включая нарушения  развития, данное клиническое определение  отсутствует, тенденция к "психиатризации" школьной дезадаптации по мнению В.Е.Кагана (Каган В.Е., 1995) оборачивается формой социального (школьного) отвержения. Объективно это происходит потому, что запрос на оценку состояния и поведения  идет не от ребенка и его проблем, а от школы, социальных учреждений, отделений по профилактике правонарушений и их профессиональных трудностей в  работе с ребенком. В этой ситуации, если врач-психиатр принимает решение  в границах своего медицинского, нозоцентрического  подхода, то он неправомерно становится последней инстанцией, на которую  возлагается ответственность за социальные ограничения ребенка  в формах личностной активности (госпитализация при нарушениях поведения), в обучении (определение в вспомогательную  школу), в переводе из одного интернатного учреждения в другое и прочие формы  некорректного социального вмешательства.

Еще одним  следствием является более мягкая, но практически тоже неадекватная установка  определять школьную дезадаптацию как "отклонение от нормы". Такой подход формирует иллюзию объяснения, но не объясняет характер причинной  связи школьной дезадаптации и констатируемого  отклонения от нормы. Это связано  с тем, что понятие "нормы", употребляемое  по отношению к психосоциальному развитию ребенка оказывается достаточно расплывчатым.

Следовательно, определяя место и роль патологических факторов (психическое заболевание /аномалии личности /невроз /психосоматические  расстройства /девиации поведения) в  каждом индивидуальном случае школьной дезадаптации, врач-психиатр оказывается  перед необходимостью устанавливать  причинную связь этого случая школьной дезадаптации с психопатологическим  состоянием, не имея в своем арсенале ни методов, ни средств воздействия  на оцениваемое явление. Итогом становятся притязания на амбулаторное, стационарное обследование или медикаментозное  лечение, которое, как правило, оказывается  малоэффективным и закрепляет ложную установку на ребенка как на больного, вместо нормализации отношений в  системе "семья - ребенок - школа".

Наша  позиция заключается в том, что  мы рассматриваем психические расстройства и нарушения психологического развития только как предпосылки и условия  формирования, а не ведущие, причинные  механизмы такого сложного, комплексного социально-психологического и педагогического  явления, каким является школьная дезадаптация.

Вторая  позиция. Школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям (Северный А.А., 1995). Эта позиция является выражением социально-дезадаптивного подхода, потому что ведущие причины видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка (его невозможности в силу личностных причин реализовать свои способности и потребности), а с другой стороны, в особенностях микросоциального окружения и неадекватных условий школьного обучения. В отличии от медико-биологической концепции школьной дезадаптации дезадаптивная концепция выгодно отличается тем, что преимущественное внимание в анализе уделяет социальному и личностному аспектам отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушения адекватного взаимодействия школы с любым ребенком, а не только "носителем" патологических признаков. В этой новой ситуации несоответствие ребенка условиям микросоциальной среды, требованиям учителя и школы перестало быть указанием на его (ребенка) дефективность.

Информация о работе Дезадаптация школьников