Детерменизм и диалектика: общее и отличное

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Краткое описание

Проблема соотношения необходимости и свободы, детерминизма и ответственности занимает особое место в философии, а именно – в характеристике причинной обусловленности событий и явлений.
История развития философской мысли не раз наглядно подтверждала, что всякие попытки обойти эту проблему, объявить ее ненужной, метафизической, попытки разрешить ее вне рамок соотношения необходимости и свободы, детерминизма и ответственности терпели неудачу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
1 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………….........4
2 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ……..…........6
3 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………..………………………….…...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………….......14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ГОТОВАЯ.docx

— 36.29 Кб (Скачать)

 

 

ДЕТЕРМИНИЗМ И  ДИАЛЕКТИКА: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

1 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………….........4

2 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ……..…........6

3 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…………..………………………….…...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………….......14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………………………...……...16

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения  необходимости и свободы, детерминизма и ответственности занимает особое место в философии, а именно – в характеристике причинной обусловленности событий и явлений.

История развития философской мысли не раз наглядно подтверждала, что всякие попытки обойти эту проблему, объявить ее ненужной, метафизической, попытки разрешить ее вне рамок соотношения необходимости и свободы, детерминизма и ответственности терпели неудачу. Она не выдумана философами, а порождена жизнью, опытом, практикой. Совершенно очевидно, что без глубокого изучения соотношения указанных философских категорий решить эти вопросы нельзя.

Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и  ответственность  могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность,  детерминизм. Принимая решение  и  действуя с опорой на знание объективной  необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности  перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем  развития общественного сознания, уровнем  социальных отношений, существующими  социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи  и  отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния [3, стр.8]. Проблема свободы, включающая в себя проблему познания  и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, детерминизм, теорию познания  и  этику, а также философию бытия и  социальную философию.

 

 

 

 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии [10, стр.9]. Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное; предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Способность диалектики ко всестороннему познанию мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении «организованности», «упорядоченности», «системности» бытия. К ним относятся: «система – элемент – структура», «единичное – особенное – всеобщее», «часть – целое», «форма – содержание», «конечное – бесконечное» и другие. Вторая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах через категории: «причина – следствие», «явление – сущность», «случайность – необходимость» и другие [10, стр.11].

Следует подчеркнуть, что  диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального  и  духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

Детерминизм (лат. «determinare» - определяю) – это философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Наряду с принципом субстанциального единства мира  и  принципом развития общетеоретический принцип  детерминизма  является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Принцип  детерминизма  содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании  и  развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании  и  развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос [2, стр.431]. Термин «детерминация» происходит от лат. «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого [3, стр.8]. Принцип детерминизма состоит в том, что все реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими концепция детерминизма. Принцип детерминизма – один из основных принципов, лежащих в основе современной диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ

К философским построениям, в которых реализовано диалектическое единство идей развития и детерминизма, относят [10, стр.11]:

- глобальный эволюционизм, включая модификации антропного  принципа, трактовки понятия ноосферы  и информационных процессов;

- синергетику в части  моделей эволюций и самоорганизации.

Далее рассмотрим указанные  взаимосвязи более подробно.

Связи детерминации раскрывают взаимодействие явлений, одно из которых  является причиной, а другое – следствием. Практический опыт, наблюдения и научные  исследования показывают, что во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений –  явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них называют причиной, второе – следствием. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.

Отношение между причиной и следствием (П→С) асимметрично, отношение между ними необратимо, т.е. причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Некоторые следствия могут быть вызваны одновременным действием нескольких различных причин. С другой стороны, одна причина может вызвать несколько следствий. Часто встречается тип причинно-следственных связей, вызывающих т.н. «эффект домино» (т.е. цепочка событий, следствие одного из которых является причиной другого) [15, стр.154]. Более сложный тип – отражение. При этом явление-следствие сохраняет в своей структуре следы воздействия явления-причины (например, остаточная намагниченность горных пород). Взаимодействие – более сложный тип связи. В этом случае причина испытывает на себе обратное воздействие со стороны собственного следствия (принцип обратной связи). Условия – это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинных явлений и связей. Сами по себе условия не могут породить следствие. Поводы – это явления, которые сами по себе тоже не вызывают следствий, но срабатывают как толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие.

Принцип детерминизма является одним из фундаментальных принципов  философского учения о бытии [3, стр.8]. Он содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или Неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления: детерминизм и индетерминизм.

Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. «Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто», - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма [4, стр.26].

При раскрытии причинной  обусловленности развития конкретных явлений мы вынуждены из всеобщей картины мирового взаимодействия выбрать фрагмент, в котором, как полагаем, данное явление представлено во всей полноте своих пространственно-временных характеристик, и уже в масштабе данного фрагмента выяснять основы (причины), обуславливающие становление данного явления. Но как только отдельный фрагмент, по которому установлено, что  есть причина, а что  есть следствие, займет свое место в общей картине мирового взаимодействия, тогда то, что раньше было следствием, способно стать причиной, и наоборот. «Причина и следствие, - писал Энгельс, - суть представления, которые имеют значение как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причина и следствие постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот» [5, cтр.22].

Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений  мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Диалектикой учитывается и факт существования непричинных видов  детерминации (условной, функциональной, структурной).

Таким образом, содержанием  самого первого, базового, уровня материалистической диалектики является совокупность взаимосвязанных принципов, которые позволяют с единых позиций объяснить развитие. Представление принципов в качестве базиса диалектики позволяет оценить ее как мировоззренческую систему, в которой примат мировоззрения над теорией и методом проявляется прежде всего в том, что существование в системе диалектики идейного элемента является условием существования других элементов (законов, категорий, методов). Философские идеи, с одной стороны, придают диалектике силу мировоззрения, в то время как, с другой стороны, они оттеняют то, что диалектика по существу - это идейное видение мира, предполагающее мировоззренческое предпочтение в качестве исходного условия своего приятия.

Наряду с принципом  детерминизма сегодня диалектические представления о бытии базируются на принципе развития, постулирующем  необратимость процесса эволюции мира как реальности. В рамках этого  процесса определяющей чертой возникновения  «качественно нового» является невозможность  рассмотреть его в рамках старых представлений. История философии  подтвердила правомерность утверждения  единства указанных философских  идей: детерминистские представления  об упорядоченности и целостности  мира не противоречат принципу развития. Эти позиции диалектически подразумевают  друг друга, разумеется, при последовательном их формулировании.

Абстрактное определение  развития, являясь диалектическим, исходит из того, что миру присуща  связность различного наряду с единством  в различиях. Процесс же разделения единения различного и собственно единого  и является определением феномена развития [9, стр.13].

Именно благодаря развитию, способы упорядочения бытия на различных  уровнях качественно отличаются. Без принципа развития детерминационные связи между различными составляющими  бытия (в частности, функциональные и структурные) философски необъяснимы.

Иными словами указанная  философская конструкция приводит к тому, что без утверждения  идеи направленного развития, носящего прогрессивный характер, мировой  порядок рационально невозможен, равно как невозможны статическая  целостность и порядок без  цели.

Представители большинства  современных направлений философии (в первую очередь - синергетики) относительно едины во мнении, что характеристикой  прогрессивного общественного развития является усложнение организации, происходящей в рамках диалектики необходимого и  случайного. В этом аспекте, например, Мироздание может характеризоваться  объективной стохастичностью, а  человек - выступать в качестве необходимо включенного в него упорядочивающего начала. Необходимость, в рамках такой модели, не опровергает случайность, а характеризует потенциал развития, устанавливая его выше лимитированного сформулированными человеком научными законами.

Наиболее глубокое философское исследование развития, осуществленное Г. В. Ф. Гегелем, было учением о всеобщем развитии духа [1, стр.108].

В дальнейшем идеализм, казавшийся базовым в гегелевском учении о развитии, в марксизме был  подвергнут критике, где развитие утверждалось всеобщим свойством материи, являясь  при этом универсальным принципом  познания и объяснения истории общества. По сути, вторично произошел во многом условный теоретический переход  базисных представлений из нематериальной в материальную сферу. Если в эпоху  Возрождения он послужил толчком  к созданию классической науки, то здесь  его результатом стала построенная  на фундаменте материалистической диалектики теория революционного преобразования общества. Охарактеризовав движущие силы, механизм, направление и общие  фазы развития, марксизм, рассуждая  о революционных преобразованиях, неявно демонстрировал органическое единство эволюционного и революционного развития. При этом, собственно детерминистский  подход остался основанием философских  построений, не претерпев, как и в  античности, существенной модернизации в ходе онтологической полемики.

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет  строгого для всех обязательного  перечня принципов диалектики, нет  именно потому, что принцип –  это не столько четко фиксированное  понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов и явлений  объективного мира.

 

 

 

 

 

 ДЕТЕРМИНИЗМ И ДИАЛЕКТИКА: СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наиболее наглядно соотношение  категорий диалектики и детерминизма проявляется в интерпретации  таких понятий как свобода и необходимость, свобода и ответственность.

В детерминистской философии  свобода понимается как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами  и  целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в таком случае выступает «принуждение», т.е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Информация о работе Детерменизм и диалектика: общее и отличное