Демокри́т Абдерский

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:27, сочинение

Краткое описание

Демокри́т Абдерский ( 460 до н. э. — 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Биография
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Файлы: 1 файл

философия.Демокрит.docx

— 17.29 Кб (Скачать)

Демокрит.

Демокри́т Абдерский ( 460 до н. э. — 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Биография

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много  путешествовал, изучая философские  воззрения различных народов (Древний  Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая  и Сократа, был знаком с Анаксагором.

Рассказывают, что на эти путешествия  Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки  из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался  абдеритам непонятным: он постоянно  уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты  предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли  Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования  знаменитого врача Гиппократа. Тот  действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно  здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Философия

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам  точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие  не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той  поры, является созерцательным и метафизическим.

Атомистический  материализм

Главным достижением философии  Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой  частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость  материи, постулируя не только бесконечность  числа атомов во Вселенной, но и бесконечность  их форм (идей, είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность  идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким  образом производят возникновение  сложных тел. Само же движение —  свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием  слагающих их атомов, так и различием  порядка сборки, как из одних и  тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку  все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами  всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных  телах есть пустота. Отсюда следует  также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между  ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Принцип изономии

Основным методологическим принципом  атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который  формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном  времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности  нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности. Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения.

Космология

Великая Пустота пространственно  бесконечна. В первоначальном хаосе  атомных движений в Великой Пустоте  спонтанно образуется вихрь. Симметрия  Великой Пустоты оказывается  нарушенной внутри вихря, там возникает  центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию  скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря  Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря  более тяжелые тела вытесняют  более легкие, и те остаются ближе  к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней  поверхности мира образуется нечто  вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается  стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в  центре мира, то все направления  от центра равноправны, и у неё  нет основания двигаться в  каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли  придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в  пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником  теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом  деле. Конечно, этот довод несостоятелен  с математической точки зрения: угловые  диаметры Солнца и горизонта очень  сильно различаются, а этот эффект можно  было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться  на очень большое расстояние от Земли).

 

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем  дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел  на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются  в единое слабое свечение.

Этика

Демокрит развивает общеэллинское  понятие меры, отмечая, что мера —  это соответствие поведения человека его природным возможностям и  способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже  объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования  человека он считал нахождение в состоянии  благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и  крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние  «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло  и несчастья происходят с человеком  из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия  Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.


Информация о работе Демокри́т Абдерский