Буддизм и мадхьямики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью - праджней.

Оглавление

Введение 3
Буддизм 4
Концепция сознания в буддизме 6
Мадхьямики 9
Концепция сознания в школе мадхьямиков 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

1112р9--Буддизм и мадхьямики (реф, 14 стр.).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

 

С точки зрения мадхьямиков в мире нет ничего, кроме пустоты, или шуньи. Следовательно, нет ни сознания, ни мыслей, ни вещей. Имеется лишь непрерывный поток сансары - колеса перерождений - и шунья - пустота, этот поток производящая. Поэтому шунья становится центральным понятием, дарующим представление о природе индивидуального сознания. В «Мадхьямаке-сутре» утверждается, что сущностью сознания является только шуньята, которую нельзя до конца понять, так как она одновременно существует и не существует7.

Все несуществующие сознания воспринимаются как существующие вследствие влияния на человека авидьи, или неведения. Когда же достигается устранение авидьи - невежества, то познается истина, то есть устанавливается отсутствие каких бы то ни было сознаний вследствие того, что нирвана принимает вид шуньи. Шунья есть нирвана, а нирвана - шунья. Мадхьямики делают акцент на нирване именно как на пустоте, блаженный покой которой не тревожится никаким движением. Все, что относится к иллюзорно проявляющемуся сознанию, которое грезит миром в становлении, может быть познано только относительно. В то время как познание неизменной реальности - шуньяты - являет истину высшую, неописуемую. Вот почему, с точки зрения мадхьямиков, Будда молчал, когда его просили описать высшую реальность. Итак, высшей реальностью для мадхьямиков выступает шунья - пустота, а ее феноменальные проявления рождают иллюзорно существующее сознание и его коррелят - внешний и внутренний миры. Мир же и сознание отличны от пустоты тем, что имеют причинно-следственную связь, но если мы отбросим эту связь, то и сознание человека, и мир моментально возвращают себе подлинную реальность - абсолют шуньи. Вот как об этом говорит сам Нагарджуна: «Обращаясь к причинам и условиям (составляющим все явления), мы называем этот мир феноменальным. Но этот же самый мир, если причины и условия отброшены, называется абсолютом».

 

Заключение

 

Проведем  сравнительный анализ хинаяны - раннего буддизма - и махаяны - позднего буддизма - на предмет различия в представлениях о высшей реальности и сознании человека. Система мадхьямиков реально существующим признавала только то, что обладало своей собственной реальностью, не являясь следствием предшествующих состояний, иначе говоря, то, что не зависело вообще ни от чего. А таковой оставалась только шунья. В хинаяне элементы бытия - дхармы, несмотря на их взаимозависимость, образующую различные комбинации потока сознания, считались реальными, то есть субстанциональными. В махаяне, напротив, все элементы бытия именно потому, что они были взаимозависимы, считались нереальными - не субстанциональными. В хинаяне каждое целое рассматривалось как иллюзорное бытие, но лишь конечные частицы - дхармы - считались реальными. В махаяне все частицы нереальны, и лишь целое или «целое целого» будет реальным. В махаяне существует следующее определение высшей и единственной реальности: Не постижимое извне, недвижимое, не изреченное в словах, не выразимое в понятиях, немножественное - вот сущность реальности. Здесь зависимое бытие не есть реальное бытие совершенно так же, как и занятые в долг деньги не есть реальное богатство.

Перейдем  к рассмотрению сознания, которое  в хинаяне было разложено на свои составляющие, и потому истинно существующих сознаний не было, а были лишь скопления мгновенно возникающих и исчезающих сил. В махаяне, напротив, отрицается существование реальных элементов - дхарм, но утверждается реальность целого - шуньи. Таким образом, если в хинаяне мы имеем, по сути, плюралистическое учение, то в махаяне буддизм обретает абсолютно монистические воззрения. Однако и в одном, и в другом случаях сознание признается нереальным.

 

Список литературы

 

    1. Буддийский взгляд на мир. - СПб., 2004.
    2. Мел Томпсон. Восточная философия. - М., 2008.
    3. Родзинский Д.Л.  – Небытие и бытие сознания, М., 2006.
    4. Розенберг О. О. Труды по буддизму. - М., 2009.
    5. Фишер Р. Искусство буддизма. - М, 2008..

1 Фишер Р. Искусство буддизма. - М, 2008.

2 Родзинский Д.Л.  – Небытие и бытие сознания, М., 2006.

3 Фишер Р. Искусство буддизма. - М, 2008.

4 Родзинский Д.Л.  – Небытие и бытие сознания, М., 2006.

5 2. Мел Томпсон. Восточная философия. - М., 2008

6 Родзинский Д.Л.  – Небытие и бытие сознания, М., 2006.

7 Родзинский Д.Л.  – Небытие и бытие сознания, М., 2006.




Информация о работе Буддизм и мадхьямики