Буддизм, человек в религии буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:25, реферат

Краткое описание

История буддизма началась в тот день, когда Гаутама Шакьямуни, став Буддой, "повернул колесо дхармы", т. е. начал проповедь своего учения. Это произошло в 543 или 525 до н. э. 1-й даты придерживается буддийская традиция, 2-я общепринята в науке. При жизни Будды его последователи составляли одну из многочисленных сект, которая называлась общиной странников (паривраджика). Члены этой общины вели бродячую жизнь, собирались вместе только в период дождливого сезона (варша), поселяясь или в построенных ими хижинах (аваса), или в строениях и парках (арам), подаренных им богатыми покровителями.

Оглавление

Введение 2

Глава 1 Буддизм.. 3
1.1 История буддизма 3
1.2 Центральная проблема буддизма 4

Глава 2.Четыре благородных истины буддизма 6
2.1 Первая благородная истина 6
2.2 Вторая благородная истина 8
2.3 Третья благородная истина 10
2.4 Четвертая - Благородная истина о Cрединном пути……………… 11

Глава 3. Личность в буддизме……………………………………………. 15

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ БУДДИЗМ.docx

— 45.16 Кб (Скачать)

2.4. Четвертая - Благородная истина о Cрединном пути.

  Буддизм называют «срединным путём». Однако «срединный путь» для обычного человека оказывается настоящим аскетизмом. Ибо «срединный» он только  по сравнению с поражающими воображение подвигами  аскетизма.

  Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

  Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина  — истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути .

Весь буддийский путь делится на три большие этапа:

I. Этап мудрости.

1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.

2.Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности.

 

1.Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

2.Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы:

-ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

-отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше);

-неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

-правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);

-отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

3.Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения.

 

1.Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой

2. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь:

-шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности)

-випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

3. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Личность в буддизме.

  Буддизм отрицает существование вечного «я. Буддизм утверждает, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши — омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования. Какое же именно «я» отрицается буддизмом? Сразу отметим (это важно для рассмотрения некоторых дальнейших тем), что буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном в Упанишадах, то есть об абсолютном субъекте, некоем высшем надличностном Я, едином для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признается и не отрицается буддизмом. О нем (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говорится. Отрицается именно индивидуальное «я», личность как сущность, простая и вечная, тождественная самой себе субстанция. Таковой буддизм не находит в нашем опыте и рассматривает ее как иллюзорный продукт ментального конструирования. Таким образом, фактически буддизмом отрицается то, что в брахманской и джайнской традициях получило название джива (душа) или пудгала (личность). Некоторые пассажи из ранних буддийских текстов об отсутствии души настолько напоминают соответствующие рассуждения Д. Юма из «Трактата о человеческой природе», что буддологи XIX века были потрясены тем обстоятельством, что подобного рода теории, бывшие на Западе частью скептической и в конечном итоге вольнодумной и даже антирелигиозной мысли, в буддизме помещены в сугубо религиозный контекст.

  Буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний — дхарм.

  Дхармы разделяются на отдельные группы — сканлхи. Обычно насчитывается пять скандх. Первые три -чувства, ощущения, опознавания и влияния прежних действий (карма), которые могут быть благоприятными, неблагоприятными или нейтральными. Они формируются в процессе жизни, распадаются при смерти и определяют последующее рождение, в котором сохраняются "частицы" сознания. Четвёртая группа называется самскара, что буквально переводится как "собирание", "аккумулирование". Это самые разнообразные факторы. Всего их насчитывают в разных школах буддизма 51 или 75. Самскары, являющиеся психическими элементами, подразделяются на всегда присутствующие (например, память), а также добродетельные (такие, как вера, спокойствие, скромность, невозмутимость) и недобродетельные, или омрачающие (тупость, лень, злоба, зависть, жадность, гордыня и т. п.). Есть также нейтральные самскары (сон, размышление и др.), которые могут быть, в свою очередь, положительными или отрицательными. К "непсихическим" самскарам относят качества связанности и разъединения, возникновения и угасания, жизненную силу. Все эти факторы определяют, в частности, перерождения. Пятая, последняя скандха представлена сознанием, точнее, его различными видами. Их насчитывается восемь.

  Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений.

 

 

Заключение.

 

  Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения. В учении Будды крайне слабо выражен религиозный элемент.

  Человек - существо незавершенное и потому вечно недовольное собой. Он включён в жизненный процесс и в то же время возвышается над ним. Он не отождествляет себя со своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает её с какой-то иной, более высокой, чем сама жизнедеятельность, позиции. Сознательное стремление подняться над самим собой, завершить своё бытие является видовым признаком человека, отличающим его от других существ.

  Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванность собственного бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по ту сторону добра и зла - таков общий пафос этики Будды.

  Постижение глубинной человеческой природы в её взаимосвязи с окружающей средой дало толчок развитию различных систем буддийской йоги и тибетской медицины. Буддийское учение о человеке во многом уникально. Сегодня с ним перекликаются некоторые современные западные философские направления. А разнообразные практические методы, разработанные буддистами в течение столетии, приносят реальную помощь людям независимо от их вероисповедания, поскольку способны сделать жизнь более наполненной, обогатить состраданием и осознанностью.

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Сурженко Л.А «Буддизм».-Мн.: Книжный Дом, 2006

2. Пишель Р. «Будда,его жизнь и учение».-М.: «Амрита-Русь», 2004

3. Юрчук В.В. «Будда».-Мн.: «Современное слово», 1998

4. http://homosapiens3.narod.ru/religii/14.htm

5. http://ariom.ru/wiki/Buddizm

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Буддизм, человек в религии буддизм