Буддийское философское учение о совершенствовании современной жизни и его возможное влияние на формирование морально-нравственных уста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:59, доклад

Краткое описание

С давних времен буддийские мыслители изучали способы совершенствования повседневной жизни человека. Многие из них говорили о том, что эти методы сильно различаются для людей ведущих западный образ жизни и для тех, кто посвятил себя развитию своей духовной сущности, как например служители церкви или тибетские монахи, но, несмотря на эти различия, базируются такие методы на одних и тех же принципах.

Файлы: 1 файл

статья по философии.docx

— 22.64 Кб (Скачать)

Буддийское философское учение о совершенствовании современной жизни и его возможное влияние на формирование морально-нравственных установок в обществе.

А. С. Деменок

Научный руководитель Фунтусов В. С.,

Профессор кафедры философских наук

кандидат философских наук

 

С давних времен буддийские мыслители изучали способы совершенствования повседневной жизни человека. Многие из них говорили о том, что эти методы сильно различаются для людей ведущих западный образ жизни и для тех, кто посвятил себя развитию своей духовной сущности, как например служители церкви или тибетские монахи, но, несмотря на эти различия, базируются такие методы на одних и тех же принципах.

Одним из главных принципов является избавление от страданий. Согласно буддийскому учению мы можем думать, что наши познания жизни огромны, но перед всеми нами стоит одна самая главная задача — поиск своего собственного пути. Преодолеть страдание можно, только развив по отношению к себе и окружающим сострадание и дружеские чувства, а не вражду. Тибетская пословица гласит, что нажить себе врагов не составляет труда, но для приобретения друзей требуется очень много времени и сил. Путь без страдания — это путь дружбы в наших семьях, обществе и между всеми нациями. Следует перестать воображать себе, что всё вокруг и внутри нас постоянно и прочно.

Вторым принципом является принятие. Очень важно принимать ситуацию такой, какая она есть. Однако это не означает, что решение проблем состоит в полном бездействии и пассивном отношении к окружающему миру. Признав ограниченность человеческих возможностей, мы довольствуемся тем, что делаем всё, что можем, при любых обстоятельствах, и проявляем гибкость сообразно нашему пониманию, принимая во внимание, как уровень своего развития, так и ситуацию, в которой оказались.

Непостоянство пронизывает весь внешний мир и все наши внутренние переживания. Его нельзя ни избежать, ни предотвратить. Его можно только признать. При таком подходе мы сможем правильно оценить то, что уже имеем, и одновременно уменьшить свою вовлечённость в круговорот вещей и событий.

Как утверждает Аконг Ринпоче, современный буддийский мастер медитации: "Обычно мы настолько слепы, что не осознаём необузданности своего ума. Когда что-то идёт не так, мы склонны винить в этом других людей или обстоятельства, вместо того, чтобы искать причину страданий в самих себе. Однако если мы хотим найти истинные покой и счастье, эту необузданность необходимо побороть. Только тогда мы научимся использовать свою энергию в более позитивном и гармоничном направлении и перестанем причинять вред себе и другим. У человека на протяжении жизни возникает множество потребностей и привязанностей. Это может причинять страдание как ему самому, так и другим. Неудовлетворённая мечта делает нас несчастными. Даже получая желаемое, мы испытываем лишь временное счастье, потому что на смену старому желанию неизменно приходит новое. И так происходит постоянно: всё, что мы делаем, направлено на удовлетворение потребностей — безграничных, безмерных и необъятных как небо.."

 Ошибка в том, что мы стремимся найти счастье за пределами своего собственного мира, не осознавая, что оно может быть только внутри нас.

Поэтому необходимо изменить сам подход к восприятию мира. Мы должны научиться принимать свои желания и в то же время не увлекаться ими.

Согласно традиции буддизма, правильное поведение оценивается с точки зрения десяти вредных и десяти полезных действий на основании рассмотрения всех видов своей активности с точки зрения тела, речи и ума. Эти ориентиры поведения успешно используются уже на протяжении двух с половиной тысячелетий. Буддизм учит избегать десяти недобродетельных поступков. Три из них относятся к телу: нельзя отнимать жизнь у любого живого существа; красть или брать то, что не отдаётся добровольно; принуждать, кого бы то ни было к сексу против его желания или склонности, а также вынуждать кого-либо нарушать религиозные обеты и обязательства, связанные с родственными отношениями. Другие четыре недобродетельных деяния относятся к речи: нельзя вводить людей в заблуждение; лгать; вызывать своими словами ссору друзей или партнёров; плохо говорить о других, очерняя или оскорбляя их, задевая их чувства, грубо указывая на их ошибки. Наконец, следует избегать говорить о том, что не является полезным или благотворным. Наиболее же важно то, что касается ума. Ведь он является источником всей нашей деятельности. Если мы позволим негативной мысли сейчас укорениться в нашем уме, позже, когда она созреет и выразит себя в поступке, неизбежно возникнет страдание. Поэтому нам следует избегать трёх душевных склонностей. Первая из них зависть, означающая стремление завладеть богатством, собственностью, а также партнёрами других людей. Вторая — порождение недобрых чувств по отношению к окружающим, желание им зла в любой форме. И, наконец, мы не должны сомневаться в истинности закона причины и следствия, управляющего всеми действиями, как добрыми, так и злыми. Необходимо осознать, что дурные поступки порождают лишь страдания и препятствуют обретению мира и счастья. Не надо быть религиозным человеком, чтобы понять это. Поэтому необходимо быть очень аккуратными во всём, что мы делаем, говорим или думаем.

Независимо от того, насколько совершенно наше собственное поведение, нам необходимо воздерживаться от осуждения или выискивания ошибок у других. Чрезмерное внимание к тому, что они делают, говорят или думают и сопоставление их поведения с нашим собственным, могут породить либо гордость, либо неуверенность в себе. Для того чтобы увидеть признаки своего прогресса или указания на то, что ещё предстоит усовершенствовать, необходимо больше смотреть внутрь себя, а не вовне. Когда отношение и мотивация действительно позитивно, в нас преобладает радостное и здоровое отношение к жизни; если же мотивация загрязнена неведением и себялюбием, это сказывается на восприятии, и результатом становится неудовлетворённость.

В буддизме рассматривается несколько составляющих счастья: богатство, мирское удовлетворение, духовность и просветление. При этом важнейшим правилом для достижения счастья заключается в том, что пока отсутствует внутренняя дисциплина, приносящая спокойствие уму, никакие материальные блага и прочие внешние условия не принесут вам ощущение радости и счастья, которые вы ищете. С другой стороны, если у вас есть это внутреннее качество — душевное равновесие, даже при отсутствии различных внешних условий, которые большинство считает необходимыми для счастья, вы сможете вести жизнь, полную счастья и радости.

 Таким образом, даже в самом повседневном  смысле — чем устойчивее наше  душевное равновесие, тем сильнее  наша способность наслаждаться  счастливой и радостной жизнью. Счастье в большей степени зависит от состояния сознания человека, чем от внешних факторов.

Следует осознавать происходящее внутри нас постоянно, независимо от того, наблюдает ли кто-либо за нами или нет, и не допускать беззаботного и невнимательного отношения к своей повседневной жизни.

Таким образом, изучив всё вышесказанное, можно прийти в выводу, что данная концепция может широко применяться на практике (и уже активно применяется), а значит может быть полезной всему человечеству в целом.

 

Список использованных источников.

 

  1.  Ринпоче Аконг Тулку. Укроти в себе тигра. // Пер. с англ. – М.:Медков С. Б., Москва, 2010 – 288 с.
  2. Его Святейшество Далай-лама и Говард К. Катлер. Искусство быть счастливым. София, 2008 – 367 с.

 

 

 

 


Информация о работе Буддийское философское учение о совершенствовании современной жизни и его возможное влияние на формирование морально-нравственных уста