Бенидикт Спиноза

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

Спиноза - самый благородный и привлекательный из великих философов. Интеллектуально некоторые превосходили его, во нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было то, что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.

Файлы: 1 файл

spinoza.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И  ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Основы философии»

Тема: Бенедикт Спиноза 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                              Выполнил: студент группы   БУ-                

                                                                                                      ДЛП-802/901 Шварцкопф С.

                                                                                             Проверил:___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Улан-Удэ- 2010

Введение

     Спиноза  - самый благородный и привлекательный  из великих философов. Интеллектуально  некоторые превосходили его, во нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было то, что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.

     Основное  положение его метафизики состоит  в том, что есть только одна субстанция – Бог или природа, атрибутами которой являются мышление и протяжение. Субстанция и ее атрибуты бесконечны и существуют с необходимостью, а  все конечные вещи представляют собой  лишь модусы или акциденции субстанции – ее случайные, преходящие состояния, без следа исчезающие в субстанции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Жизнь Бенедикта Спинозы.

     Бенедикт  Спиноза (Барух д'Эспиноза) родился в Амстердаме в 1632 г. в состоятельной семье испанских евреев (вынужденных скрываться от преследований инквизиции и принять христианство, втайне сохраняя верность своей прежней вере). Семья переехала из Португалии в Голландию, чтобы укрыться (евреев и мавров, вынужденных отречься от своей веры, в Испании называли презрительным словом "марраны"). В школе еврейской общины в Амстердаме Спиноза выучил древнееврейский язык, глубоко изучил Библию и Талмуд. Спиноза говорил на португальском, испанском, голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом.

     Между 1652 и 1656 гг. он посещал школу Франциска  ван ден Эндена (ученого католической формации, ставшего позднее независимым мыслителем), изучал латинский язык и науки. Знание латыни открыло мир классики (а среди них Цицерона и Сенеку), Возрождения и современных философов, в особенности Декарта, Бэкона и Гоббса.

     По  мере того как складывалось мышление Спинозы, все отчетливее становилось  его неприятие принципов иудейской  религии. Позднее начались столкновения с теологами и учеными мужами общины. Разногласия стали такими острыми еще и потому, что своими выдающимися интеллектуальными  способностями Спиноза быстро привлек  к себе всеобщее внимание, и именитые члены еврейской общины пожелали видеть его раввином. Однако Спиноза  проявил такую непреклонность, особенно после смерти отца в 1654 г., что какой-то фанатик попытался даже убить ученого, и только благодаря ловкости и быстроте реакции философу удалось спастись (сохранив на память искромсанный ударами кинжала плащ).

     В 1656 г. Спиноза отлучен от синагоги, проклят и изгнан из общины, друзья-евреи и родственники покинули его. Сестра оспаривала право на отцовское наследство. В судебном процессе он выиграл дело, однако наследства не принял, поскольку возбудил тяжбу только ради защиты права как такового, а не из-за имущества.

     После изгнания из общины Спиноза нашел  приют в небольшой деревне  в окрестностях Амстердама, где сочинил "Апологию" в защиту собственной  позиции. Позднее он перебрался в  Рейнсбург вблизи Лейдена, оттуда - в Ворбург, в окрестностях Гааги, где жил в меблированных комнатах, а с 1670 г. поселился в Гааге в доме художника Ван дер Спика.

     Как и на какие средства жил Спиноза? Он научился шлифовать оптические стекла, и доходы от этой работы покрывали  большую часть его потребностей. Поскольку Спиноза вел весьма скромный образ жизни (единственная роскошь, которую он себе позволял, - книги), он обходился немногим. Богатые  и влиятельные почитатели и друзья предлагали ему помощь, но он ничего не принимал или же, как в случае с рентой, подаренной С. де Врисом, согласился взять, но с условием резко уменьшить ее величину: для скромной жизни достаточно малого.

     Отлучение от синагоги, имевшее юридические  и социальные последствия, изолировало  его от евреев, но не отделило от христиан (к вере которых тем не менее Спиноза не примкнул). Он был принят в среде христиан, склонных к открытости и религиозной терпимости. Спиноза познакомился с такими влиятельными лицами, как братья де Витт (они возглавляли демократическую партию), Гюйгенс, - ему покровительствовавшими, другими образованными и прославленными людьми.

     В 1673 г. философу предложили занять университетскую кафедру в Гейдельберге, однако он вежливо, но твердо отказался, опасаясь, что официальный пост университетского профессора ограничит его свободу как мыслителя.

     Он  умер от туберкулеза в 1677 г. в возрасте 44 лет. 

    1. Сочинения

     Первое  сочинение Спинозы - "Краткий трактат  о Боге, человеке и его счастье", написанный, скорее всего, в 1660 г. (он оставался неизданным до прошлого века). К 1661(1662) г. относится "Трактат об усовершенствовании разума". Шедевр, ставший итогом всей жизни, - "Этика", начат примерно в 1661 г. - опубликован после смерти Спинозы в 1677 г. вместе с "Трактатом об усовершенствовании разума", "Политическим трактатом" и "Перепиской".

     Единственным  сочинением, опубликованным при жизни  Спинозы под его собственным  именем, были "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с приложением "Метафизических размышлений" (1663г.)

     "Богословско-политический трактат" и "Политический трактат". Первый является любопытной комбинацией критики Библии и политической теории; последний связан только с политической теорией. В критике Библии Спиноза частично предвосхищает современные взгляды, в частности определяя более поздние даты различных книг Ветхого завета по сравнению со сроками, указанными легендой. 

    1. Философия Спинозы

     Основное  положение его метафизики состоит  в том, что есть только одна субстанция – Бог или природа, атрибутами которой являются мышление и протяжение. Субстанция и ее атрибуты бесконечны и существуют с необходимостью, а  все конечные вещи представляют собой  лишь модусы или акциденции субстанции – ее случайные, преходящие состояния, без следа исчезающие в субстанции.

     Спиноза начинает изложение своей философии  с определения субстанции как  causa sui (лат.) – причины себя самой. «Под причиной себя самой я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, что по своей природе не может мыслиться иначе, чем существующим» (Спиноза Б. Этика//Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. М., 1957. С.361). Это определение причины разрушает обычное представление о причине как чем-то отличном от действия.Causa sui есть такая действующая причина, которая, действуя, производит не что-то иное, а только себя саму и именно поэтому не может быть и мыслиться несуществующей. Это и есть субстанция. Она существует исключительно благодаря себе самой и может быть понята только из себя самой, а не из других вещей. Следуя за Декартом, Спиноза говорит только о двух атрибутах субстанции – протяженности и мышлении.

     Конечные, преходящие состояния бесконечной, вечной субстанции Спиноза именует  модусами: «Под модусом я разумею состояние субстанции, т.е. то, что существует в ином и постигается через это иное» (Там же). Эти единичные модификации существуют, стало быть, не сами по себе, а лишь благодаря субстанции. Поэтому они и не могут быть познаны сами по себе, а только через всеобщее понятие субстанции и ее особенные атрибуты, мышление и протяженность.

     Политическая  теория Спинозы в основном идет от Гоббса, несмотря на огромную разницу  в характере этих людей. Он считает, что в естественном состоянии  не существует правильного и неправильного, так как неправильное заключается в неповиновении закону. Он считает, что суверен не может поступать неправильно, и согласен с Гоббсом, что церковь должна быть полностью подчинена государству. Он против всякого восстания, даже направленного против плохого правительства, и приводит примеры бедствий в Англии в доказательство вреда, который происходит от насильственного сопротивления властям. Но он не согласен с той мыслью Гоббса, что монархия является наиболее естественной формой правления. Он не согласен также и с тем, что подданные должны жертвовать всеми своими правами в пользу правителя. В частности, он считает важной свободу мнений. 

    1. «Этика, доказанная в геометрическом порядке и                                                             разделенная на пять частей»

     В своей работе "Этика" Спиноза  рассматривает три отдельных  вопроса. Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли и, наконец, излагается этика, основанная на ранее изложенных метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением метафизики Декарта, психология же напоминает психологию Гоббса, но этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в книге. Спиноза в основном интересовался религией и добродетелью. От Декарта и его современников он воспринял материалистическую и детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для благоговения и жизни, посвященной Богу.

      Метафизическая  система Спинозы принадлежит  к типу, начало которому положил  Парменид. Существует только одна субстанция:"Бог или природа", - и ничто, что ограничено, не является самосуществующим. Мышление и протяженность были атрибутами Бога. Согласно Спинозе, все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Это ведет к трудностям в отношении греха, на что не замедлили указать критики. Один из них, отмечая, что, согласно Спинозе, все идет от Бога и поэтому является благом, негодующе спрашивает: было ли благом то, что Нерон убил свою мать? Было ли благом то, что Адам съел яблоко? Спиноза отвечал, что то, что было положительным в этих действиях, было благом, и только то, что было отрицательным, было злом; но отрицательное существует только с точки зрения конечных созданий. В Боге же, кто единственно полностью реален, нет отрицательного, и поэтому зла, которым нам кажутся грехи, не существует, когда их рассматривают как часть целого.

     Это учение, хотя оно в той или иной форме поддерживалось большинством мистиков, очевидно, не может совпасть с официальным церковным учением  относительно греха и проклятия. Оно тесно связано с полным отрицанием свободы воли Спинозой. Хотя Спиноза ни в коей мере не был  любителем споров, однако он был  слишком честен, чтобы прятать  свои взгляды, какими бы ужасными они  ни казались для современников; поэтому  неприязнь к его учению не была удивительной.

     "Этика"  излагается в стиле геометрии  Евклида, с определениями, аксиомами  и теоремами; предполагается, что  все, что следует за аксиомами,  должно быть строго доказано  дедуктивным способом, что делает  эту работу трудной для чтения. Мы не можем принять его  метод, но это происходит потому, что мы не можем принять  его метафизики. Мы не можем  поверить что взаимосвязи частей Вселенной - логические, потому что мы считаем, что научные законы должны быть раскрыты наблюдением, а не одним размышлением.

     За  метафизическим обсуждением природы  и происхождения ума следует  теория аффектов Спинозы, которая приводит к удивительной теореме о том, что "человеческий ум имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога". Но страсти, которые обсуждаются  в третьей части "Этики", отвлекают  нас и мешают нашему интеллектуальному  видению целого. Нам сообщается, что "всякая вещь, насколько она  является сама собой, стремится пребывать  в своем существовании (бытии)". Отсюда возникают любовь, ненависть  и борьба. Психология в части третьей  целиком эгоистична: "Кто увидит, что то, что он ненавидит, уничтожается, будет чувствовать удовольствие". - "Если мы увидим, что кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть  чем может только он один, то мы будем  стремиться сделать так, чтобы он не владел этим". Но даже в этой части  имеются моменты, когда Спиноза  отбрасывает вид математически  доказанного цинизма, например, когда  он говорит: "Ненависть увеличивается  вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью". Согласно Спинозе, самосохранение является основным мотивом страстей.

     Аффекты. Учение об эмоциях, или аффектах, играет для самого Спинозы первостепенную роль в философии (доказать способность разума сопротивляться аффектам — основная задача «Этики»). Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя все новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и природой самого человека. Власть аффектов над людьми увеличивается вследствие всеобщего предрассудка, будто люди свободно владеют своими страстями и могут в любой момент от них избавиться. Аффекты-страсти могут заполнять все сознание человека, упорно преследовать его, вплоть до того, что находящийся под их воздействием человек, даже видя перед собой лучшее, будет вынужден следовать худшему. Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называет рабством. 

Информация о работе Бенидикт Спиноза