Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:52, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на некоторые вопросы

Файлы: 1 файл

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ..doc

— 126.50 Кб (Скачать)

3.6. Античный материализм и идеализм
В Древней Греции положено начало - и сразу же в совершенной, классической форме! - таким типам философских школ, как материализм и идеализм
3.6.а. Уже философы милетской школы, как то мы уже видели, стояли на позициях стихийного материализма. Один из крупнейших знатоков античной философии, немецкий профессор Е. Целлер (E.Zeller)[1814-1908], определил, что "9/10 всех философов античности были материалистами и только 1/10 из них разделяли взгляды платоновского спиритуализма" (идеализма). 
Наиболее четко и выпукло материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер (460 - 370). Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. 
Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения атомов ведет к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов. Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Демокритово понимание атомов прожило тысячелетия, аргументировалось научным авторитетом Исаака Ньютона и дошло вплоть до Менделеева и Эйнштейна, а у философском плане - до В.И.Ленина. 
Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур (341-270), а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар (99 - 50). Вся история развития философского материализма не случайно называется историей развития "линии Демокрита в философии". 
3.6.б. Философский идеализм - также в наиболее совершенной, классической форме - представлен в творчестве афинского аристократа Платона (427-347). "Линией Платона в философии" до настоящего времени называют школы философского идеализма, главным образом - объективного идеализма. 
Платон считал, что идеи, понятия и другие духовные (мыслительные) образования существуют сами по себе в отрыве от материи; что именно идеи являются той истиной, которая лежит в основе всего существующего. А материальные предметы и явления, по Платону, являются только производными от идей; материальное бытие - бытие неистинное, несуществующее, мионичное . 
Философские взгляды, как и все творчество Платона, оказало величайшее влияние на историю философской мысли, на европейскую культуру вообще. Кризисные ситуации в социально-политической и культурной жизни европейских народов всегда рождали спрос на идеи Платона, выход из кризиса всегда усматривался в развитии и применении идей Платона к решению злободневных проблем. Зарождение и утверждение христианства, революционные движения Средневековья, Возрождение, Протестантизм, Гуманизм, Французская буржуазная революция в значительной мере вдохновлялись платонизмом, двигались в русле идей Платона. 
Решение самых трудных проблем мировоззрения Платону удавалось излагать на высочайшем философском уровне и в тоже время популярно. Для достижения последнего Платон использует существующие мифы, создает свои, излагает в форме диалога, показывает на обыденном примере. Вот один из примеров философского размышления Платона: 
- Как по-твоему, Симмий, справедливость сама по себе является чем-то или она - ничто? 
- Клянусь Зевсом, Справедливость - это что-то. 
- А не то ли самое следует сказать о Красоте и Добре? 
- А разве нет?! 
- А видел ли ты когда-нибудь все это (Справедливость, Красоту и Добро- Е.Д.) своими глазами? 
-Никогда, - признался Симмий. 
- А касался ли ты когда-нибудь всего этого другими телесными органами чувств?.. Или мы с помощью телесных органов познаем то, что есть высшей мерой Истины? А возможно здесь происходит следующее: тот из нас, кто наилучшим образом подготовился размышлять обо всем том, что ему предстоит исследовать, той ближе всего подойдет к познанию отдельной проблемы. 
- Именно так, - согласился Симмий. 
- А не выполнит ли эту задачу наиболее чисто тот, кто к каждой познаваемой вещи подойдет путем размышления о ней? И при таком размышлении не будет пользоваться органами чувств? Кто путем самого по себе чистого размышления постарается уловить чистую сущность каждой вещи самой по себе и при этом совершенно освободится от помощи глаз, ушей и всего того, что является телесным, ибо оно является таким, что возбуждает душу и не дает ей возможностей достичь истины путем размышления. Если кому-то возможно достичь истины, то не такому ли именно человеку? 
- Твои слова, Сократ, чистейшая правда, - согласился Симмий. 
 
Философское наследие Платона состоит из 34 крупных Диалогов, "Апологии Сократа", многочисленных писем, эпиграмм и его главного, можно даже сказать - итогового произведения "Государство" 
Кроме диалогического изложения Платон, для доходчивости своих философских взглядов, использовал религиозные легенды, обращался к художественным образам, сам создавал мифы. В историю философской мысли, на науку, в религиозные верования вошли созданы древнегреческих философом-идеалистом миф о составных частях психики человека, о процессе и сущности познания человеком мира (Миф о пещере, к глубинной стенке который цепями прикованы люди), о мире Идей и их связи с миром материальным. Платону же принадлежит первая концепция о коммунизме, который описан в мифе об Атлантиде. Платону же принадлежит введение в философскую мысль уже рассмотренных нами смысложизненных идеалов Истины, Добра, Красоты и Справедливости. Ко взглядом Платона мы будем еще неоднократно обращаться при изучении других разделов философского курса.

7. Гносеология античной философии
Греческие философы большое внимание придавали уяснению содержания и процесса познания. В познании природы и самого себя греческая философия единогласно усматривала предназначение и смысл жизни человека. Вспомним хотя бы лозунг Сократа: "Человек1 Познай самого себя и ты будешь счастлив." Каким образом человек познает мир? и каким этот мир есть вне сознания человека? - этих вопросов не обходит ни один философ Древней Греции. Правда, на этот общий для всех древнегреческих философов вопрос в те времена, как и в наши, давался неоднозначный ответ. Отметим только основные группы подобных ответов.

 
3.7.а. Софист Протагор из Абдер (484-411) был последовательным сенсуалистом и считал, что мир есть таким, каким он представлен в чувствах человека. К нам дошли вот такие выражения Протагора: "Человек есть мерою всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих , что они не существуют." (Другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.) "Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле." "Все есть таким, каким оно кажется нам." 
 
3.7.б. Демокрит признавал, что человек, воспринимая мир чувствами и разумом, должен отличать в нем, в мире, качества первичные и качества вторичные. Первичные - это атомы и пустота. Они познаются разумом, который снабжает человека чистой, не затемненной истиной. А вторичные качества - это качества производные, которые сопутствуют качествам первичным. Вторичные качества воспринимаются при помощи органов чувств, вследствие чего мы получаем через них только кажущуюся, искаженную истину. Ко вторичным качествам относится: холодное, теплое, сладкое, горькое, твердое... Им ничего не соответствует в настоящей действительности. В действительности есть только атомы и пустота, которые сами по себе недоступны органам чувств. Так, действие на наши органы чувств атомов круглых, дает ощущение сладкого, атомов острых - чувство кислого и так далее. Развивая свои материалистические взгляды на процесс познания, Демокрит приходит к выводу, что из окружающих нас предметом истекают образы (ейдосы), которые проникают в нас через органы чувств. В заключение древнегреческий материалист выдвигает тезис: "Подобное познается подобным", что означало, что для каждой стороны истекающего из предмета ейдоса (образа) у человека должны быть соответствующие органы: для света и цвета - глаз, для звуков - ухо, для вкуса - язык и так далее. Высшую же и подлинную истину об атомах и пустоте можно познать только высшим и подлинным разумом соответствующего, разумного и мудрого, человека. Тезис Демокрита "Подобное познается подобным" широко использовался разными мыслителями в истории философии. Так, например, богословы Средневековья наличие или отсутствие у человека веры в Бога объясняли наличием или отсутствием у человека органа веры - образа и подобия божьего. 
Идеалист Платон для объяснения процесса и содержания познания выдвинул широко известную теорию анамнезису (воспоминания). Он учил, что истина - это Идея всего того, что мы стремимся познать. Эта Идею более или менее адекватно может познать душа человека; познать не через свои чувства или при помощи разума, а... из самой себя. Для души человека такое становится возможным, поскольку его душа некогда находилась в мире Идей, - жила "в мире высших эмпирий". Там некогда душа непосредственно общалась с идеями чистых истин. Когда же душа, сама будучи идеей, поддалась влечениям чувств, огрубела, она "выпала" в материальный мир, - на землю. На пути к воплощению в человека душа переходила реку Стикс , напилась из нее воды - и начисто забыла свое прошлое. Поселившись в человеке, душа после полного подавления своих чувств только путем философского диалектического мышления постепенно может вспоминать (анамнезин) те истины, с которыми она непосредственно общалась в потустороннем мире. Путем такого вот мышления-воспоминания и происходит процесс познания подлинный истин. Что же касается органов чувств, как и самих чувств вообще, то они вводят человека в заблуждение, дают ему искривленные, ложные, в корне неверные знания и истины. Доверие чувства Платон уподобляет восприятие теней на стенах пещеры за то, что в самом деле происходит у входа в пещеру. 
Платоновская концепция анамнезису имеет распространение и среди современной недоучившейся интеллигенции, которая вдруг начинает "вспоминать" свою предыдущую жизнь в Индии - йогою, в Китае - мандарином, а в прериях Северной Америки - могиканином, или же вне времени и пространства - Наполеоном, Колумбом, турком и Бог его знает еще кем, 
Среди философов античности были распространены и другие концепции познания, которые мы более подобно рассмотрим в теме о Гносеологии.

8. Аристотель - величайший философ античности
На развитие европейской философии и культуры Аристотель оказал такое ж влияние, как все философы античности вместе взятые. Он создал и отшлифовал той стиль мышления, который получил название аристотелизма, и который постоянно доминировал и до настоящего времени доминирует в европейской культуре, философии и науке. 
3.8.а. Аристотель родился в 384 годуі до нашей эры во Фракии - на территории современной Болгарии. По прибытии в Афины он учился в Академии Платона; потом разошелся во взглядах со своим учителем и основал свою школу, которая сразу получила название Лицея. Прогуливаясь по аллеям Лицея, Аристотель передавал знания своим ученикам. Отсюда учеников Аристотеля и последователей его философии называют перипатетиками Авторитет Аристотеля был на столько велик, что его вплоть до Френсиса Бекона (1561 - 1626) называли "Философом с большой буквы", а при цитировании говорили: "Как сказал Философ". 
Аристотель подверг критике теория анамнезиса Платона. Он, Аристотель, был убежден, что в чувствах человека отражаются конкретные вещи и явления, хотя подлинную истину о них можно выразить только в понятиях - непосредственных продуктах не чувств, а разума. 
Признавая вечность материи, Аристотель считал ее инертным, пассивным элементом Вселенной, в движение которую приводит форма. Формою всех форм, перводвигателем Вселенной он признавал Неподвижного Бога. 
Подводя итог развития философии своего времени Аристотель впервые систематизирует философские категории, 10 из которых провозглашает основными и необходимыми для любой философской мысли. Этими категориями он признавал: Субстанцию, Количество, Качество, Положение, Отношение, Пространство, Время, Свойства, Пассивность и Активность. При вычленении категорий Аристотель исходил из особенностей структуры греческого языка, в котом обязательно должно быть Подлежащее (Субстанция), о котором можно сказать в измерениях количества, качества, отношения, его нахождении во времени и пространстве, отношении, наличных свойствах и его пассивную или активную форму. Не обязательно, чтобы в каждом предложении присутствовали все указанные параметры описания предмета или явления, но вне эти категорий ничего по-гречески сказать невозможно. Правда, в сочинениях Аристотеля встречаются и другие философские категории, (форма и содержание, сущность и другие), но они не считались категориями да категориями основными и необходимыми.  
Категории Аристотеля - великое завоевание в истории развития философской мысли. На протяжении двух тысячелетий они служили развитию, четкому выражению и анализу философской мысли. На основе своих категорий Аристотель создает науку - Логику, без которой нельзя себе представить ни науку, ни философию, ни европейскую культуру вообще. Логика в свою очередь разрешила Аристотелю обобщить предшествующие ему достижения и заложить основы ряду конкретных наук. Значительные личные заслуги Аристотеля в создании физики, математики, астрономии, медицины, педагогики (Аристотель был воспитателем Александра Македонского), политологии. Он был родоначальником юриспруденции, собрав и проанализировал правовые законы Греции, сравнил их с законами окружающих Грецию государств. На протяжении веков никто не допускал себе такой крамольной мысли, что Аристотель мог в чем-либо ошибиться. Даже очевидные ошибки Философа догматизировались. Так, Аристотелем создана наука зоология, в которой им лично произведена классификация всего животного мира и описано свыше 500 видов насекомых, птиц и животных. Вплоть до середины 18 столетия Аристотель оставался непоколебимым авторитетом со всех научных проблем зоологии. Так, при классификации насекомых Философ справедливо зачислил комнатную муху до осьминогих и ошибочно приписал ей... восемь ног!. Исходя из слов Аристотеля профессора в своих лекциях, а студенты в своих рефератах наделяли муху парой лишних ног, хотя у нее ног - всего 6. Только Кард Линей (1707-1778) в своей классификации животного мира лишил муху ее лишней пары ног, вместо которых отдал ей пару крыл. Или еще. Христианская церковь, которая в целом люто ненавидела Аристотеля, канонизовала еще одну его ошибку - учение о гелиоцентризме, в соответствии с которым в центре Вселенной находится Земля, вокруг который движутся Солнце, Луна, планеты и звезды. 
Гений Аристотеля проявил себя во всех сферах духовной жизни античности. У него было много скрытых врагов среди философов и политических деятелей. Но никто не портил нервы Философу, и он мог свободно проявлять свои таланты и отдавать все свои силы вдохновенному и плодотворному труду. Решающим фактором во всем этом было непоколебимое покровительство сначала Филиппа Македонского . а потом и особенно его великого и всемогущего воспитанника- Александра Македонского. После внезапной и таинственной смерти Владетеля всемирной греческой империи началась травля ставшего беззащитным Аристотеля. Великий Философ не мог снести унижений и в расцвете физических и духовных сил на 63 году жизни покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную доза яда. 
 
 

9. Античный атеизм
3.9.а. Философы Древней Греции отрицательно относились к религиозным верованиям своих современников. Современники отплачивали философам той же монеткой, обзывая их богохульниками, развратниками, безбожниками, атеистами. За неуважение богов греческого Олимпа был казнен (заставили "добровольно" выпить яд) Сократ. Философа Парменида, Ксенофана, Анаксагора за атеистические высказывания присуждали к смертной казни. От расправы над собой философы спасались бегством из Афин. 
Наряду с выражением неуважения к религии и отрицание существования богов греческого Олимпа античные философы положили начало научному изучению религии и веры в богов, сделали значительный вклад в развитие атеизма как одного из типов мировоззрения. 
3.9.б. Больше всего внимания греческие философы уделяли объяснению причин происхождения религии. Они мужественно ставили, искренне искали ответ на такой сложен и деликатен вопрос: "Если боги не существуют, если их вообще нет, то как и почему люди поверили в их существование?" 
Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар происхождение веры в богов объясняли отсутствием у первобытных людей (их греки называли троглодитами - пещерными людьми) знаний о природе и страхом перед ней. Римский философ и поэт первого столетия нашей эры Петроний свою мыль о происхождении религии выразил афоризмом: "Timor primus fecit deos" (Страх создал первых богов), Эвгемер (3-ье столетие до нашей эры) выдвинул развернутую концепцию происхождения религии, которая развивалась на протяжении веков и получила в религиоведение название эвгемеризма. Он доказывал, что религия возникла из почитания вождей и их после смертного культа. Философ Критий (4-ое столетие до нашей эры) говорил, что религию выдумали правители для того, чтобы "держать в покоре подданных и бороться с преступностью"... С точки зрения современных научных знаний взгляды античных атеистов отличались той детской наивностью, сквозь которую просматривала "голая правда", 
3.9.в. Как и положено, в центре религиоведческих поисков античных философов стоял вопрос о центральной идее в религии - об идее Бога. Античные философы жили и творили в то время, когда в общественном сознании господствовал политеизм - вера в существование многих богов. А поэтому философы в своих высказываниях имели в виду именно этих богов, богов олимпийского пантеона. 
Наиболее выдающимся знатоком религии, можно даже сказать - родоначальником науки о религии, был греческий философ и рапсод Ксенофан (580-475). И это при всем при том, что Ксенофана по современным меркам нельзя было бы причислить к атеистам. Но анализ Ксенофаном сущности религии, ее роли в общественной жизни, анализ религиозных представлений верующих о боге не потеряли своей актуальности и в наши дни. Присматриваясь к религии, Ксенофан пришел к заключению, что религия в своем будущем развитии обязательно достигнет уровня абстрактного монотеизма, - когда в религии будет признаваться существование только одного Бога и этот Бог будет лишен каких бы то ни было материальных и человекообразных признаков. Ксенофан убедительно, на многочисленных примерах доказывал, что не боги творят людей, а наоборот - сами люди творят себе богов по образу своему и по подобию своему. В одной из своих рапсодий философ пел: "Люди думаю, будто бы боги рождаются, имеют одежду, голос, телесную форму, как и они сами. Какие люди, такие у них и боги. Эфиопы говорят, что их боги черные и курносые. Фракийцы представляют себе богов рыжими и голубоглазыми. Но если бы быки, кони и львы имели руки и могли ими рисовать и создавать произведения искусства, то кони изображали бы своих богов похожими на коней, быки - на быков, а львы - на львов". "Все, что есть у людей нечестивого и позорного: воровство, разврат, лживость, - все это приписали богам Гомер и Гесиод", - говорил Ксенофан, критикуя священное писание греческой религии. 
Теоретической критикой веры в Бога плодотворно занимался Федор Атеист (4-ое столетие до нашей эры). Его произведения частично уничтожались религиозными мракобесами, а остальные не переписывались и таким образом не смогли дойти до наших дней. Но о Федоре Атеисте сохранились предания и записанные свидетельства о том, что он "до основания разрушил все оправдания веры в богов". 
 
 

10. Стоицизм
В Афинах в 4-м столетии до нашей эры возникла и уже в условиях эллинизма - в рамках разрушенной империи Александра Македонского - развивалась философская школа стоицизма. Поскольку ученики этой школы собирались для обучения в одном из портиков Афин, то их и назвали стоиками. Основателем школы и ее наиболее выдающимися деятелями были Зенон из Китона (336 - 264) и Хризипп (280-205). 
 
3.10.а. Стоики впервые в истории философской мысли отнеслись к философии, как к своей профессионально-педагогической работы. Они много сделали для сохранения, систематизации, анализа и передачи грядущим поколениям накопленных философских знаний. Всю сумму знаний того времени они разделили на Логику, назвав ее оградой философии, Физику - плодоносящей лозой и Этику - плодом философии. Стоики предложили свою, расширенную систему философских категорий, они развивали идеи Логики Аристотеля и добавили к ней новый раздел - логику высказываний.  
В рамках школы стоиков трудились философы различных мировоззренческих установок. Но в целом стоики признавали реальное существование физического материального мира. Они отрицали объективное существование представлений, понятий и идей; признавали их только субъективными представлениями и суждениями о мире. Но в центре философии стоиков находились проблемы этики. Они учили, что знания Логики и Физики нужны только для того, чтобы быть мудрым, - знать, как жить. А Жить, по учению стоиков необходимо в согласии с природой, подчинятся ее законам, как своему предназначению и судьбе. "Судьба ведет того, кто идет, и тащит того, кто упирается", - говорили они. Смысл жизни человека, повторяли они слова Платона, в счастье, а счастье - в свободе от привязанностей, в спокойствии духа и безразличии. Позднее стоики ограничили себя провозглашением различного рода поучений, притч и афоризмов о поведении человека в бытовых, общественных и духовных сферах, 
 
3.10.б. Выработанные стоиками принципы морали рабовладельческого общества (мораль для богатых - одна, а мораль для обездоленных - совершенно другая), особенно такими представителями римской, латиноязычной философии, как Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, оказали решающее влияние на формирование идеологии христианства, а через него - на всю культуру христианизованных народов. Стоицизм теоретически и словесно укрепил христианский космополитизм; учение о равенстве перед Богом всех людей, не зависимо от их нации и социального положения; проповедь терпения, неограниченной любви к ближним, включая любви к врагам своим и так далее. 
Следует отметить, что стоики призывали своих последователей "прожить незаметно" ("Lafe biosas" - Проживи незаметно!), не вмешиваясь в социально-политические "дрязги", не цепляясь за жизнь. Следуя своему учению, видные представители стоицизма, достигнув старости или попадая в сложные житейские положения, нередко оканчивали свой жизненный путь самоубийством. Так, основатель стоицизма Зенон из Китона , тяжело заболев, повесился; его ученик Клеанф уморил себя голодом; Сенека, потеряв поддержку своего воспитанника тирана Нерона, перерезал себе вены.

Информация о работе Античная философия