Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия зародилась в конце VII — начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия.

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 64.69 Кб (Скачать)

Теперь перейдем к рассмотрению знаменитой теории идей Платона, которая, несмотря на некоторую сбивчивость и противоречивость, присущую всем частным воззрениям философа, достаточно ясна и понятна.

По словам Аристотеля, Платон приписал общим терминам самостоятельное существование и назвал их идеями. Таким образом, Платон был реалистом. С его точки зрения, абстрактный человек существовал точно также, как существовали конкретные люди, а последние были людьми только лишь потому, что они имели какое-то отношение к Идеальному человеку. Никто не будет оспаривать того, что существует понятие рода, что человек мыслим совершенно независимо от того, Смит он или Браун, Петр или Павел.

Характерной чертой греческой философии, равно как и греческого искусства была объективность. Но в чем ином выражается объективная тенденция, как не в стремлении превращать абстрактные концепции (идеи) в перцепции (восприятия), выделять их и затем смотреть на них, как на образы или как на сущности? Если таким образом попытаться сделать объективной идею рода, то и реалистическая доктрина получит свое объяснение. Реалисты полагали, что сложившиеся взгляды являются перцепциями существующих предметов, - перцепциями, которые у Платона названы идеями и которые он считал единственно реальными сущностями. То есть идеи - это ноумены, по отношению к которым все отдельные предметы суть феномены. Таким образом, вряд ли будет большим отклонением от истины назвать идею Платона ноуменом или одной из форм субстанции, но тогда все споры об истинном значении этого термина можно считать несущественными.

Таким образом, Платон выявил громадное значение логических определений, понятий и категорий в познании, их роль в философском и научном мышлении, необходимость в исследовании вопросов о происхождении общества и государства. Он первым из мыслителей осознал роль понятия как абстракции и открыл понятийную природу мышления, отличную от чувственного восприятия. Платон – одна из самых сложных и противоречивых фигур в истории европейской философии и всей мировой культуры: он – идеалист и моралист, творец «идеального» государства и родоначальник позднейших социальных утопий; он – философ и писатель, тонкий диалектик, несравненный стилист и эстетик.

В то время, когда на сороковом году жизни Платон покинул Афины исполненный надежд на реализацию в Сиракузах своих политических идей, в этот кипевший жизнью город прибыл беспокойный семнадцатилетний юноша. Юноша этот обладал значительными материальными средствами и некоторым запасом знаний, был стремителен, легко увлекался, но более всего его одушевляла любовь к истине и неодолимая тяга к философским занятиям. Звали его Аристотель. В Афины его привлекла распространившаяся по всей Элладе молва о великих мыслителях и школах, переполненных учениками, о знаменитых людях которым Афины были обязаны своим процветанием и славой.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов родился в   384 г. до н.э. в Стагире – городе на северо-западном побережье Эгейского моря. В течение почти трехлетнего отсутствия Платона в Афинах честолюбивый юноша не оставался праздным - он готовился стать достойным его учеником. Богатство предоставило ему возможность приобретать книги, бывшие по тем временам предметами роскоши, и Аристотель с величайшим рвением и весьма тщательно знакомился по ним с взглядами прежних мыслителей.

Когда по возвращении в Афины Платон открыл свою школу, он не мог не заметить среди своих слушателей нового ученика, выделявшегося сильным и проницательным умом, неутомимой жаждой истину и уже довольно приличным знанием тогдашней философской литературы. Платон видел, что этот увлекающийся юноша требует узды, но и это обстоятельство он полагал уже знаком его будущего величия, характеризуя его неутомимую деятельность, Платон отмечал: "Аристотель - душа моей школы".

Аристотель продолжал слушать Платона в течение семнадцати лет, то есть до самой его смерти. Правда, при этом он не ограничивал себя философией Платона, тем более, что к тому времени он уже не вполне был с ней согласен, вследствие чего и возникла молва о личных столкновениях между учителем и учеником.

Позже, вернувшись из Стагира после продолжительного отсутствия в Афины, Аристотель открыл там свою философскую школу, затмившую все другие школы, как числом учеников, так и своей важностью. Известно, что занятия школы проходили в лицее - так называлась гимназия, находившаяся в предместье Афин, около храма Апполона Ликейского, которому она и была посвящена. Любопытной характеристикой живого и беспокойного темперамента Аристотеля может служить то, что он не мог читать лекции стоя, но излагал свои мысли, прогуливаясь взад и вперед по тенистой аллее лицея в сопровождении своих усердных слушателей. Поэтому Аристотель и его ученики получили прозвание гуляющих философов - перипатетиков.

Лекции, читаемые Аристотелем были двоякого рода: научные и популярные. Лекции первого рода предназначались для более развитых слушателей и для всех, способных к научным занятиям; они читались по утрам. Лекции второго рода читались после обеда для обширного круга слушателей и касались общедоступных предметов - риторики, политики и софистики.

Аристотель был самым образованным человеком древности, но эта образованность не ослабила его умственных сил. Он старательно искал и в книгах, и в природе материалы для своего учения. Прежде чем сформулировать свои собственные взгляды, Аристотель до мельчайших подробностей изучал все, что говорили его предшественники, и его суждения зачастую выражались не в догматической форме, а в критических замечаниях. Именно это обстоятельство послужило поводом для ошибочного предположения, что Аристотель применял исторический метод. Подобная ошибка нисколько не удивительна, если принять во внимание насыщенность его сочинений историческими подробностями, а также и отсутствие определенных указаний с его стороны на то, каков именно был его метод.

Известно, что метод Сократа заключался в исследовании и изучении. Определение и индукция Сократа при всех их огромных потенциальных возможностях были слабым орудием исследования, силу же им придал силлогизм Аристотеля. Платон оказался соединительным звеном между этими двумя мыслителями: прибавив к методу Сократа анализ и классификацию, он придал ему точность и систематичность. А с того места, где остановился Платон, развитие продолжил Аристотель. Он сообщил этому методу такую силу и прочность, что он мог устоять в течение многих столетий.

Основу философии Платона составляет теория идей, которая и давала возможность превратить диалектику в науку. Аристотель же решительно отвергал эту теорию; большая часть его критических замечаний о Платоне относится к этой теории. Он не отрицал субъективного существования идей, напротив, он видел в них материал для науки; но он совершенно не допускал объективного существования их, называя это пустой поэтической метафорой.

По сравнению с методом Платона, метод Аристотеля представлял большой шаг вперед. Платон, конечно, вполне мог обойтись без индукции, так как он полагал, что человеку вполне достаточно возникновения какой-либо одной идеи для того, чтобы он мог выработать все остальные идеи, так как между идеями, по мнению Платона, существует обязательная связь. Но Аристотель утверждал, что полное знание может быть только результатом всестороннего опыта. Всякая отдельная идея, полагал он, требует отдельного ощущения, и только сравнение сходного и несходного в явлениях дает возможность заметить различия. Он совершенно справедливо обвинял Платона в том, что тот пренебрегает частностями, торопясь достигнуть всеобщего.

Таким образом, Аристотель взглянул на научный метод с новой и совершенно истинной точки зрения. Но так как он не ограничился (да и не мог в то время ограничиться), только опытом и обобщением его, то он и не извлек из своего метода всей той пользы, какую мог этот метод принести. Идея его была верна, но он, конечно, не мог далеко уйти, применяя этот метод, ибо в его время было накоплено еще очень мало опытных данных, чтобы можно было успешно их обобщать. Поэтому даже в своих исследованиях Аристотель не всегда руководствовался собственным методом. Не находя убедительных фактов, он нетерпеливо перескакивал к выводу. Стремясь, как и все люди, к решению проблем, которые на виду, он делал это на основании известного и, составляя свои силлогизмы, не проверял предварительно своих посылок.

  1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

 

Эллинизм, охватывающий период от завоеваний Александра Македонского до падения западной Римской Империи характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, Эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточилась на субъективном мире человека. Отмечается многообразие школ и направлений этого периода. В это время были основаны 4 философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

  1. Киники

Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь.

Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного.

  1. Скептизм

Скептицизм — течение в эллинистически-римской философии, отвергающее возможность объективного знания о природных и социальных процессах в их сущности и закономерностях. Отсюда классическое требование «воздержания от суждений» в теории и невозмутимости и безмятежности в практической деятельности. В переводе с древнегреческого название школы означает – ищущий, исследующий, рассматривающий.

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

  1. Эпикуреизм

Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдолов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

  1. Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

Период Эллинизма важен в отношении философии, хотя и не в такой мере, как период Платона и Аристотеля. После 3 века до н.э. в греческой философии, по существу, нет ничего нового вплоть до неоплатоников. Виднейшим из неоплатоников был Плотин, живший в третьем веке. Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени.

Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе с ним и всей античной философии, был Прокл (410 — 485). Завершение это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор, Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля, Эпикур и основатель стоицизма Зенон.

В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных культов, суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки, научного исследования истины покидает философию, а то, что от него остается, направляется на цели, далекие от действительного научного знания.

Информация о работе Античная философия