Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Основные этапы развития античной философии. Основные проблемы и школы античной философии. ………………………......................................….3
2.Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность ………………………………………………………………...11
3. Теоретические источники античной философии и науки……………….....15
4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии……………………………………………………………………..…16
5. Представители античной философии …………………………………….…19
6. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями ………………………………………………………………………………….…23
Заключение…………………………………………………………...……...….25
Список использованной литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 59.98 Кб (Скачать)

В целом античная философия  имеет следующие  особенности:

* античная  философия была оторвана от  процесса материального производства, а философы превратились в  самостоятельную прослойку, не  отягощенную физическим трудом  и претендующую на духовное  и политическое управление обществом;

* стержневой  идеей древнегреческой философии  являлся космоцентризм (ужас и  преклонение перед Космосом, проявление  энтузиазма до этого всего  к проблемам происхождения материального  мира, объяснению явлений окружающего  мира);

* на  поздних этапах -- смешение космоцентризма  и антропоцентризма (в базе которого  были трудности человека);

* допускалось  существование богов;

* древнегреческие  боги были частью природы и  близки людям;

* человек  не выделялся из окружающего  мира, был частью природы;

* были  заложены два направления в философии - идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления попеременно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели однообразное влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.

В античной философии в согласовании с пониманием Космоса понимается и природа  человека. Человек - микрокосмос, в согласовании с этим понимается взаимоотношение  человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его  мышления). В качестве принципиального  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, сплетенная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии меж человеком  и Космосом. С этим связана таковая  характерная черта философии  и античной культуры как рационализм  познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло - итог незнаний. конкретно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который видит окружающий мир, размышляет об окружающем мире. 
 

3. Теоретические источники античной философии и науки

Большинство текстов греческих философов  представлены в средневековых рукописях  на греческом языке. Кроме того, ценный материал представляют собой средневековые  переводы с греческого на латынь, сирийский  и арабский языки (особенно в случае, если греческие оригиналы безвозвратно утрачены), а также ряд рукописей  на папирусах, отчасти сохранившихся  в г. Геркулануме, засыпанном пеплом Везувия -- этот последний источник информации об античной философии представляет единственную возможность изучать  тексты, написанные непосредственно  в античный период. Разыскания произведений древних философов начались еще  в эпоху Возрождения. Фундаментальными источниками являются «Морали» Плутарха, «Строматы» Климента Александрийского (II-Ш вв.Тт.1-3), «Опровержение всех ересей» Ипполита (Ш в.), книга  Диогена Лаэртского «О жизни, учениях  и изречениях знаменитых философов» (Ш в.), «Против ученых» Секста Эмпирика (Ш в.), «Антология» Иоанна Стобея (V в.), комментарии Симпликия (VIв.) к произведениям Аристотеля, комментарии Прокла к диалогам Платона, Евклида.

Филологи-классики провели грандиозную работу по компановке и воссозданию из фрагментов целостной  мысли античных авторов и по изданию  произведений античных авторов: Ф.Шлейермахер  подготовил 5 томов сочинений Платона (1804-10), в 1899-1906 гг. И.Бернет издает в Оксфорде 5 томов Платона. М.Орелли - всех сочинений  Цицерона (1826-33), Дж.Грот написал трехтомную работу о философии Платона (1865) и  двухтомный труд об Аристотеле (1872), Ф.Г.Мищенко, известный переводчик сочинений  Страбона, Геродота, Фукидида, написал  «Очерки по истории рационализма в древней Греции» (Киев, 1881). В.Н. Карпов издает на русском языке шеститомное  собрание сочинений Платона (СПб.1863). В 1870 г. Г. Бонитц выпускает «Индекс  Аристотеля», Г.Перлс - лексикон понятий  Платона. В.С.Соловьев выпустил в свет перевод в двух томах сочинений  Платона, в 20-х гг. 20 в. издательство «Academia» под ред. С.А. Жебелева, Л.П.Карсавина  и Э.Л.Радлова предприняло публикацию собрания творений Платона, до конца  не осуществленное. В 1903 г. Г.Дильс выпустил антологию «Фрагменты досократиков»  в переводе на немецкий язык. В 1934 г. пятое издание этой антологии  издает В.Кранц. А.О.Маковельский издал  антологию Г.Дильса на русском языке (Досократики. Вып.1-Ш.Казань,1914-19; Софисты. Вып.1-П. Баку.1940-41; Древнегреческие атомисты. Баку.1946). С.Я.Лурье издал тексты Демокрита («Демокрит».Л.,1970). Фрагменты из трудов философов древности изданы в  «Антологии мировой философии» (Т.1.Ч.1. М.,1969). А.В.Лебедев издал новый  перевод фрагментов из досократиков (Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.М.,1989).

Сократические школы представлены в издании  Ф.Муллаха (Париж,1881), Эпикура - в издании  Г.Узенера (1887), фрагменты древних  стоиков в трехтомном собрании Й.фон  Арнима (1903-05), тексты стоиков по логике и теории познания изданы К.Хюльзером (Т.1-4.1987-88), фрагменты текстов античной философии представлены К.де Фогелем (т.1-Ш, Лейден. 1953-59). Шеститомный труд Э.Целлера «Философия греков в ее историческом развитии» (1-ое изд. 1844-82; 6-ое в 1920-23) документирован фрагментами греческих философов. А.Ф. Лосев в фундаментальных трудах «Античный космос и современная наука», «Очерки античного символизма и мифологии» (1930), «История античной эстетики» (т. 1-8. М., 1963-80), в «Эллинистическо-римской эстетике 1-П в.н.э.(1979) привел множество текстов в переводе на русский язык со своими комментариями. Он же был переводчиком ряда текстов Платона, Прокла, Плотина, фрагментов по музыкальной античной эстетике и др. Л.Ю.Лукомский подготовил издание «Платоновской теологии» Прокла (СПб., 2001) и комментария Прокла к «Пармениду» Платона (СПб.2006). В 2005 г. закончено издание «Эннеад» Плотина. В 1998 г. издан первый том фрагментов ранних стоиков в переводе и с комментариями А.А.Столярова. На русском языке выпущены в свет собрания сочинений Аристотеля (тт. 1-4), Платона (тт. 1-3), труды Секста Эмпирика, «Античные риторики» (1978), Беседы Эпиктета (1997), «Евдемова этика» Аристотеля (2005) и др. Многотомная «История греческой философии» У.Гатри издается с 1962 г. в Кембридже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Общая характеристика основных периодов развития античной философии

Античная  философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа (это  одна из более распространенных периодизаций этого периода):

* досократический  - зарождение и формирование философии;

* классический (сократический) - зрелость и расцвет;

* эллинистический  - закат;

* римский  - период упадка и смерти античной  философии.

Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр. Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала  всего сущего. Способ философствования -- декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму. Представители  сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Философы  этого периода также пробовали  объяснить сущность природы и  Космоса, но сделали это глубже "досократиков":

* меньше  уделяли внимания поиску первоначала;

* выдвинули  идеалистическую версию происхождения  сущего;

* допускали  роль богов и идей в разработке  природы и Космоса;

* положили  начало спору меж материализмом  и идеализмом;

* показали  энтузиазм к проблеме человека, общества, страны;

* от  декларативно-догматического способа  философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

* внесли  вклад в развитие логики. 

Для эллинистического периода типично: распространение  антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления  философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура  и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

* кризис  античных моральных и философских  ценностей;

* понижение  ужаса перед богами и другими  сверхъестественными силами, уважения  к ним;

* отрицание  прежних авторитетов, пренебрежение  к государству и его институтам;

* поиск  физической и духовной опоры  в самом себе;

* рвение  к отрешению от реальности.

более известными философами римского периода  являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит  Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.

Для философии  римского периода было типично:

* взаимовлияние  древнегреческой и древнеримской  философий;

* фактическое  слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

* влияние  на античную философию традиций  и идей философии покоренных  народов (Востока, Северной Африки  и др.);

* маленькое  внимание к проблемам окружающей  природы;

* завышенное  внимание к проблемам человека, общества и государства;

* расцвет  эстетики;

* расцвет  стоической философии, сторонники  которой видели высшее благо  и смысл жизни в максимальном  духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;

* преобладание  идеализма над материализмом;

* все  более нередкое объяснение явлений  окружающего мира волей богов;

* завышенное  внимание к проблеме погибели  и загробной жизни;

* рост  влияния на философию идей  христианства и раннехристианских  ересей;

* постепенное  слияние античной и христианской  философий, их перевоплощение  в средневековую теологическую  философию. 
 
 
 

5. Представители античной философии

Сократ совершил в философии коренной переворот. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Человека  отличает от других существ душа, считает  Сократ. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется  в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет  над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди  которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может  ее разрушить. А это означает, что  человек становится свободным. В  этом и состоит его счастье.

Платон - выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.

Вещи  не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным  эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для  любой вещи данного класса вещей  одна и та же и обозначается одним  именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и  тот же смысл лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями. Сам Платон связавает сущность идеи с понятием прекрасного. Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина - идея, эйдос, сущность - обозначают одно и то же, единое. Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это - мировой принцип. Современные философы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.

Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение. Аристотель перенес акцент философской мысли с идеи на форму.

Аристотель  рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз  он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания  статуи. Сложнее обстоит дело с  отдельным человеком, его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или  форма? На первый взгляд кажется, что  материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря  форме индивид становится тем, чем  он является. Значит, форма есть главная  причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что  приводит в движение и обуславливает  изменения; целевая - во имя чего совершается  действие.

Информация о работе Античная философия