Античная философия. Основные проблемы, понятия и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:36, реферат

Краткое описание

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII—VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Оглавление

Введение
1. Возникновение философского знания
2. Милетская школа
3. Гераклит и элеаты
4. Школа Пифагора
5. Атомистика Левкиппа – Демокрита
6. Сократ, софисты
7. Платон
8. Аристотель
9. Философия раннего эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
10. Неоплатонизм
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Античная философия. Основные проблемы, понятия и школы..doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Пифагорейский союз представлял собой подобие  политической организации аристократической направленности с жесткими требованиями, особой религиозной моралью. Политический смысл их изысканий - в теоретическом обосновании необходимости полного господства аристократии как носителя гармонии и порядка, противостоящего "своеволию черни" (демоса). В философском смысле учение пифагорейцев связывают с философским идеализмом.      

     Несомненная заслуга пифагорейцев в том, что  они, исследуя акустические закономерности, так называемую небесную механику (сферику), первыми поставили вопрос о количественной стороне мира, вывели математику на теоретический уровень. На материале пифагореизма просматривается формирование философии из мифологии под воздействием научного знания, особенно математического. Пифагорейцы превратили орфические ритуалы в научное занятие, в культ разума. Это был сложный, мучительный процесс рождения философской мысли, поиска первоосновы мироздания, которым стало учение о числе.

     Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами  гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это — одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни. 

     Атомистика  Левкиппа - Демокрита

     Атомистика  Левкиппа-Демокрита продолжает материалистическое направление в философской мысли  античности. Сведения об их жизни очень  скудны, труды почти не сохранились. Продолжая линию ионийцев, Демокрит (460-370 до н.э.) утверждает, что материальное первоначало - это атомы, т. е. мельчайшие частички, вечные, неизменные, неделимые, различающиеся по форме, порядку, положению, величине и тяжести (атом по-гречески - неделимый). Это гениальная догадка. Атом, по мнению Демокрита, постоянно движущаяся материя в пустоте. Благодаря этому движению атомы слагаются в атомные массы, образуя вещи. Атомы входят в состав земли, воздуха, воды, огня, вступают в различные комбинации. Даже боги состоят из атомов особой формы. Например, Зевс представляет собой совокупность тонких огненных атомов. По свидетельству древних авторов (например, Теофраста, Диогена Лаэрция, Ипполита и др.), знакомых с атомистикой Левкиппа - Демокрита, вся Вселенная никем не создана, бесконечна и бесконечно число миров в ней. (История философии. М., 1941). Наш мир один из многих. Сама жизнь является не делом божественного творчества, а действием сил самой природы. И люди произошли также согласно законам природы (из воды и ила), постепенно обрели современный облик. Это уже шаг к формированию концепции исторического развития человека, общества.

     Философское достижение атомистов состоит в обнаружении атомарного, элементарного. С чем бы вы ни имели дело — с физическим явлением, с теорией,— всегда есть элементарное: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и т.д. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

     Таким образом, для богов и духов  не остается места. Мир возник и существует не по велению потусторонней силы, не в результате ее разумного, целесообразного  творчества, а в силу законов движения, заложенных в самой материи. И этот мир можно познавать при помощи органов чувств и разума.  

     Школы Сократа и софистов     

     Несколько слов о Сократе (469-499гг. до н.э.). Сократ жил в период политического кризиса, в период острой политической борьбы, классовой борьбы. Поэтому его интересовали прежде всего вопросы, связанные с существованием государства, общества, человека в нем. Таким образом, на первый план вышли вопросы морали, религии, просвещения, а не проблемы Космоса или изучения природы, которое он считал нечестивым вмешательством в дело всемогущего божества. Главная цель и ценность - учить людей поискам истины и подлинного знания, смысла жизни, нравственных постулатов. Поэтому на первое место вышло самопознание ("познай самого себя"). Только так можно придти к познанию человеческого духа, ведущего к божественному разуму (объективному духу), нравственных постулатов - справедливости, добродетели и пр., но не частных их форм, а, например, добродетели как таковой, как всеобщего, лежащего в основе этих частных форм. Путь к такому познанию всеобщего лежит через особый метод, т. е. путем беседы, спора, полемики, позволяющей выявить противоречия, но не в реальности, а в суждениях противника. Сам метод получил название сократического, сократической иронии и майевтики (повивальное искусство), помогающего человеку самому сформулировать мысль. Диалектика Сократа полностью сохранила свое значение до настоящего времени. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим средством получения нового знания, понимания степени своей собственной ограниченности.

       Сократ не писал философских  трактатов, а проповедовал устно  и принципы его учения известны  из трудов его учеников, в частности,  Платона. 

     Наконец следует отметить принципиальность Сократа. За якобы имевшее место со стороны Сократа развращение молодежи и введение новых божеств он был осужден. Имея много возможностей для избежания казни, Сократ, тем не менее, исходя из убеждений, что надо соблюдать законы страны, что смерть относится к бренному телу, но отнюдь не к вечной душе (душа вечна подобно всему общему), принял яд цикуты.

     Софисты. Сократ много и с принципиальных позиций спорил с софистами (V—IV вв. до н.э.; софист — учитель мудрости). Софисты и сократики жили в бурную эпоху: войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот. В этих условиях хочется понять человека в отличие от природы. Природе, естественному софисты противопоставляли искусственное. В обществе нет естественного, в том числе традиций, обычаев, религии. Здесь право на существование получает только то, что обосновано, доказано, в чем удалось убедить соплеменников. Исходя из этого софисты, эти просветители древнегреческого общества, уделяли пристальное внимание проблемам языка и логики. В своих выступлениях софисты стремились быть и красноречивыми, и логичными. Они прекрасно понимали, что правильная и убедительная речь есть дело "мастера имен" и логики.

     Разумеется, не все софисты были в равной степени  изощренными в полемике мастерами, некоторые из них дали основание понимать софистику в дурном смысле слова, как способ построения ложных умозаключений и не без корыстной цели. Приводим древний софизм "Рогатый": "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь". 

     Платон

     Платон (427-347гг.) или Аристокл (Платон - прозвище, платос - широкий) сочетал в себе философа, мыслителя вдохновенного  поэта, тонкого стилиста. Он явился основателем философской школы, названной Академией по имени  героя Академа.      

     Мир Платона не есть телесный космос, и  не отдельные материальные вещи. Он попытался совместить всеобщее и  частное, космическое и человеческое, телесное и духовное. Согласно Платону, существующий вечно божественный разум  создал гармонично устроенный, идеальный мир. Этот божественный мир как и материальный Космос, интуитивно постигаемый, управляемый общими законами, находящимися вне его, в особом надкосмическом мире, мире идей, вечном и неизменном в своей высшей красоте. Идея (эйдос) означает вид, нечто видимое, но видеть идеи можно только мысленно, умственным зрением. Причем, эйдосы (идеи или общие понятия) у Платона первичны и управляют миром вещей, Вселенной, это - вечные образцы, модели (парадигмы), породившие все множество реальных вещей. Идеи не разрушаются, они вне времени, они покоятся в вечности. Самая высшая из них - это абстрактная идея блага как воплощение высшей красоты, начало всех начал, демиург (мастер, строитель) создавший земной и небесный мир по вечным и мудрым законам ( А. Лосев, А. Тахо-Годи. Платон, Аристотель. М., 1993). Мир вещей есть отражение мира идей. Все вещи - "дети" идеи и материи. В реальности существуют вещи, например лошади, столы. Чтобы отличать их друг от друга мы должны понять их суть, их идею. Есть множество столов, лошадей, но есть одна вечная идея стола, лошади, а каждый стол есть лишь несовершенная, случайная реализация общей идеи. Видимый физический мир, созданный в соответствии со своей идеей, подвержен деформации, тлению, старению. Платон производит материальный, вещный мир от мира идей. "Платоновский идеализм потому и называется объективным что он признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия" (А. Лосев, А. Тахо-Годи. Платон, Аристотель. М., 1993). Но что же ценного внес Платон? Самостоятельно существующее общее (идеи) он не противопоставляет единичному. "Платон создал теорию общего как закон для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фантастическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую донаучному их пониманию". (А. Лосев, А. Тахо-Годи. Платон, Аристотель. М., 1993)      

     На  учении об идеях строятся платоновская социально-политическая доктрина. В его учении об идеальном государстве заложена мечта о совершенном человеческом обществе. В высшем мире идей существует и идея полиса. Поэтому Платон видел задачу в том, чтобы в эпоху кризиса построить полис, близкий к идеальному. Но он обосновывал такую форму рабовладельческого государства, которая более всего отвечала интересам, ценностям аристократии периода кризиса. Обществу, по его мнению, изначально присуще неравенство, наличие рабства естественно и закономерно. Идеальный полис должен иметь строго иерархическое социальное и государственное устройство во главе с философами как созерцателями чистых и вечных идей, мудрейшими старейшинами, аристократами, которые устанавливают для людей суровые законы, ограничивают людские потребности, страсти, упраздняют богатство и роскошь, внедряют нравственный идеал силой власти. Безопасность общества защищают мужественные и суровые воины, лишенные имущества и семьи. Все необходимые ресурсы доставляют ремесленники и земледельцы, не имеющие никаких прав. Из такого государства изгнано все, что расслабляет, размягчает душу. Несбыточность такого идеала ощущает и сам Платон, когда называет его мифом. Попытка на практике осуществить свой проект в Сицилии с помощью тиранов Сиракуз едва не стоила ему жизни.

     Платон  сумел выявить многие острейшие  философские проблемы. Одна из них  касается соотношения концепции  идей и этики. На вершине иерархии сократовских и платоновских идей находится  идея блага. Но почему именно идея блага, а не идея, например, красоты или истины? Платон рассуждает таким образом: "...то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, то ты и считай идеей блага, причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно то и другое — познание и истина,— но если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав". Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Иначе говоря Платон ставит этическое (т.е. идею блага) выше эстетического (идеи красоты) и научно-познавательного (идеи истины). 

     Аристотель

     Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - вершина древнегреческой  культуры. Он охватил все области  античного знания: философию, математику, логику, естествознание, историю, политику, этику, эстетику и др. Он попытался построить единую систему наук, включающую все известные к тому времени знания, создал свою философскую школу Ликей.      

     В отличие от Платона Аристотель признает существование природы вне нас. Он не отрицал наличия идей, но не принимал их отрыва, изоляции от реальной действительности, многообразного вещного мира. Идея вещи, по его мнению, находится внутри самой вещи, а не в каком-то обособленном, занебесном мире, поскольку эта идея и есть сущность вещи. Но идея единичной вещи есть результат обобщения различных свойств реальных вещей. Научно мыслить, значит, обобщать, поскольку "наука направлена на общее и основывается на необходимом". ( А. Лосев, А. Тахо-Годи. Платон, Аристотель. М., 1993).  Эйдос (идея) вещи и есть это общее, существующее неразрывно с единичным. Суть бытия вещи - ее форма или ее первая сущность. Вещь возникает, когда в материю вносится сущность, форма. Материя вечна и неуничтожима, но она пассивна. Чтобы превратиться в разнообразный мир, она должна принять определенную форму. Каково будет бытие материи, зависит от того, какой эйдос (форма) в ней воплотится и составит с ней некое неразличимое целое. Это соединение материи и формы происходит в результате активности формы. Но нужен первый толчок, своего рода перводвигатель, который сам неподвижен, вечен. Здесь обнаруживается противоречие, которое впоследствии дало повод для критики Аристотеля за отклонения от материалистической линии и за недооценку духовного начала.      

     Аристотель, как разносторонний мыслитель, дал  глубокую классификацию разных форм движения: возникновение - уничтожение, рост - уменьшение, изменение качества и перемещение в пространстве и пр. Он был основателем формальной логики как системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам, дал анализ процесса познания, его связи с ощущением. Он разработал общую теорию качественных изменений и превращений тел, описал 495 видов животных, впервые предложил их классификацию, развивал учение о происхождении жизни вообще и человека, в частности, естественным путем. Аристотель не мог не откликнуться на острые социально-политические проблемы. Он исследовал 158 различных полисов, чтобы выявить их типы, сущность, эволюцию, причины их неустойчивости, кризиса, которые он связал с определенным уровнем развития экономики. Как сын своего времени, он считал рабство естественным и необходимым, ибо самой природой предназначено, чтобы одни повелевали, а другие повиновались. В то же время полис (классический) у него есть наивысшая форма человеческого объединения, имеющего целью достижение блага.

     В своем учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон; вместе с последним  он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, как считали  гедонисты, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществлении добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека — стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели — это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие — мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного Человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.

Информация о работе Античная философия. Основные проблемы, понятия и школы