Воинский этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Понятие «воинский этикет» неразрывно связано с понятиями «воинская честь» (верность престолу и Отечеству) и «честь мундира». Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме: мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

Файлы: 1 файл

Voinsky_etiket.docx

— 198.82 Кб (Скачать)


Воинский этикет




Выполнил студент группы МЛ-21

Копылов Дмитрий.



 

Воинский  этикет.

 

Под воинским этикетом понимают свод общепринятых в армии правил, норм и манер  поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.

 

Основы  воинского этикета.

 

Понятие «воинский этикет» неразрывно связано  с понятиями «воинская честь» (верность престолу и Отечеству) и  «честь мундира». Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных  качеств, присущих человеку в военной  форме: мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в  лишениях, страданиях.

В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив —  армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты. В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и  отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности — чувство  сострадания к побежденному врагу.

 

Основные  добродетели воина воспитывались  еще рыцарским кодексом, сложившимся  в раннем Средневековье. В конце XVIII века были созданы «Общие правила  этикета» для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться  кадеты и гардемарины. Неудивительно, что российские офицеры всегда считались  очень галантными и воспитанными, и их поведение часто выигрышно  отличалось от поведения штатских. Первым кодексом советской военной  этики была книжка красноармейца (1918 год).

Обучение  военному этикету продолжается и  в наши дни. Военный руководитель должен пользоваться непререкаемым  авторитетом, обладать личным обаянием, правильной речью, умением держаться, быть в хорошей спортивной форме. Поэтому в военных училищах есть такие предметы, как «Правильное  поведение за столом», «Ораторское  мастерство», «Танцы», «Политинформация». Курсанты обязательно должны посещать театр, ходить в кино, знакомиться  с последними известиями с помощью  прессы. Знать психологию и педагогику, чтобы уметь обращаться с солдатами  и с младшими по званию, поскольку  отношения в армии во многом опираются  на субординацию.

 

Отношения начальника и подчиненного.

 

Базовые понятия в этикете — это  исполнительность, уважение к старшему по званию, дисциплинированность. Необходимы также точность, аккуратность, такт и предупредительность. Такая предупредительность  не имеет ничего общего с угодливостью, она нацелена на интересы дела, поскольку  в армии корпоративная ответственность  выше, чем у гражданских лиц, и  от четкости выполнения поставленной задачи может зависеть успех или  неудача всей операции в целом.

Существуют  правила этикета, регламентирующие отношения начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным  должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к  нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько  человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Этикет  чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому  времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым  вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким. Культура начальника, командира  особенно проявляется в конфликтных  ситуациях. Здесь чрезвычайно важна  выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.

Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих  подчиненных. Командир не должен делать замечание подчиненному публично. Не должен жаловаться на него в его  отсутствие. В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность  руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в  одежде.

 

Приветствие.

 

Чтобы отдать честь, военнослужащие прикладывают руку к головному убору за 4-5 шагов  до того, как поравняются друг с  другом. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута  наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора, локоть поднят до уровня плеча. Это один из старинных воинских ритуалов, сохранившихся  и поныне. В царской армии к  военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской — ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при  встрече в «чистом поле» они  не имели намерения вступать в  бой, то поднимали забрала своих  металлических шлемов. И хотя позднее  их заменили каски, треуголки, папахи и  т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.

При представлении военнослужащего  называют его воинское звание. Сидящая  женщина при представлении ей офицера может не вставать, мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

 

Честь военного мундира.

 

Каждая  деталь военной формы имеет свое значение: как расположены звездочки  на погонах, на какой стороне мундира  надеваются значки, а где — знаки  боевого отличия. Не меньшее значение имеет и опрятность — начищенные ботинки, стрелки на брюках перпендикулярно  полу и т. д. К своей форме военные  во все времена относились трепетно, и оскорбление мундира могло  стать причиной дуэли, которые подчас были чрезвычайно суровыми. В наше время дуэли заменяют выговором.

 

Это понятие — «честь военного мундира» — укрепилось при Петре I, который  ввел много новых традиций в ношении  военной формы. По виду мундира можно  было легко отличить улан от гусар  и драгун, кавалергардов от офицеров-пехотинцев.

Примечательно, что перед войной (1941 год), да и  в первые годы после нее среди  наших офицеров высшего ранга  существовал неписаный закон  — не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси  и на метро. Основная причина —  советский офицер должен идеально выглядеть: чтобы был не помят мундир, чтобы  были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это  также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме  того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение — не выставлял военного в приземлено — бытовом виде. Защитник отечества  в любой обстановке должен был  иметь соответствующий вид.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии  военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных. Кроме того, старший  по званию имел право не только в  части, но даже и в городе сделать  замечание младшим по званию о  нарушении уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Информация о работе Воинский этикет