Влияние Петра I на развитие правил российского этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:05, реферат

Краткое описание

При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российскую аристократию правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Влияние Петра I на развитие правил российского этикета…………………...4
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

реферат Влияние Петра 1 на российский этикет - копия.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Влияние Петра I на развитие правил российского  этикета

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Влияние Петра I на развитие правил российского этикета…………………...4

Заключение…………………………………………………………………….13

Список  литературы…………………………………………………………...14

 

Введение 

     Этикет - важнейшая сторона морали людей. Чтобы не попасть в нелепую  ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию  каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Этикет - явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества.

     В России в начале XVIII века стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую  почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр I. За нарушения их строго наказывали.  1

     При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российскую аристократию правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности.

 

Влияние Петра I на развитие правил российского  этикета 

     В России до реформ Петра I, то есть до начала XVIII в., основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом. Наиболее полно этот уклад был отражен в «Домострое» (XVI в.) — сборнике правил, где описаны особенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного выполнения православных церковных обрядов и кончая указаниями ключнику. Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства.

     Этикет  западного образца активно начал  внедрять Петр I. Новшества вводились  иногда с применением насилия. Эта  вынужденная смена образа жизни  была принята далеко не всеми и коснулась только верхушки общества. Основная масса населения смотрела на одетую по-европейски знать как на чужаков. Позднее западноевропейский этикет привился и ассимилировался в России, но, как писал М. И. Пыляев, автор книги «Старая Москва», еще в екатерининское время под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы.2

     В России культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе. Но предшествующие этикету  формы регламентации, подкрепленные  обычаями и нормами православной морали, были широко представлены в среде высших слоев России в ХVI— ХVII вв. Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в ХVII в. “Сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и Церкви, семьи и слуг”.

     Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Поставив своей  задачей европеизацию всего уклада жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияния различных классов и их смешение с иностранцами. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе. Молодые дворяне, отправляемые Петром I на учение в западные страны, возвращались с желанием сблизить Россию с просвещенными народами и поставить наше общество на европейскую ногу.

     Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в  жизнь соответствующими указами, содержащими  угрозы наказания за их невыполнение. Следует отметить, что изменения сказались в основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

     Придворный  быт был строго регламентирован  и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжественные выходы членов императорской фамилии, приемы иностранных послов, аудиенции частным липам.

     Все это представляло собой тщательно  продуманные ритуалы, многие из которых  обставлялись с невероятной пышностью. За точностью их исполнения следил обер-церемониймейстер. Император требовал правильного и четкого исполнения придворных церемоний. Сам император, как и его придворные, должен был неукоснительно следовать всем принятым условностям. Исполняя представительские функции, монарх становился важнейшей частью сложного механизма придворных церемоний и лишался права на проявление симпатий и инициативы.

     Приемы  иностранных послов

     В придворном церемониале ХVIII в. большое  внимание уделялось приему иностранных  послов. Порядок аудиенции послов был разработан до тонкости. Отличительная его черта — необыкновенная торжественность и пышность.

     По  приезде в Петербург посол  уведомлял государственного канцлера о своем приезде. На следующий  день он делал визит обер-церемониймейстеру, который давал ответный визит. Посол приезжал ко двору на аудиенцию по извещению. В назначенный день за ним заезжал церемониймейстер в каретах Его Императорского Величества. Кортеж состоял из трех карет. Если аудиенция назначалась в одном из дворцов, то посол принимался на приватной аудиенции и приезжал во дворец в собственных экипажах. В этом случае у кареты посла встречал церемониймейстер. На верху парадной лестницы его принимал камер-юнкер, затем до комнаты ожидания его провожал обер-церемониймейстер (справа от посла) и гофмаршал (слева). Обе половинки двери растворялись везде, где проходил посол. Все сопровождающие лица оставались вместе с послом в комнате ожидания. У дверей зала для аудиенции встречали посла обергофмаршал и обер-камергер, остальные оставались его ожидать в комнате. После аудиенции посол препровождался обратно тем же порядком. Стоящий караул везде отдавал послу военные почести, офицеры отдавали честь гостю. Церемониймейстер отъезжал с послом в придворных каретах.

     Аудиенции частным лицам

     Аудиенции частным лицам носили скромный и не столь церемониальный характер, как для иностранных послов. Допущенный в кабинет или зал, где назначена аудиенция, проситель должен был сделать поклон при самом входе в комнату, потом второй поклон, пройдя несколько шагов вперед, и наконец на расстоянии трех шагов от того места, где находится высочайшая особа, делал третий по клон. Начинать говорить нужно только после того, как Его Высочество обратится с каким бы то ни было вопросом. Ответы надо было давать явственно, отчетливо, но стараясь не удлинять фраз без нужды. Осанка просителя должна быть свободна и носить отпечаток чувства собственного достоинства.

     Когда аудиенция окончена, надо было выйти  из комнаты, не оборачиваясь спиной к  высочайшей особе, а пятясь спиной до самого порога, про изводя те три поклона, которые назначены придворным церемониалом. На пороге только можно обернуться.

     Во  дворцах нужно было разговаривать  вполголоса, из уважения к высоким  хозяевам, пол крышей которых находишься, ступать на тихо, мягко и, вообще, сливаться с толпой придворных лиц, не стараясь ничем обращать на себя внимание.3

     Особое  место в светской жизни вообще и в придворной в частности  занимали балы. Балы были введены в  России Петром Великим после его  возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр (сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру). Ассамблеи начинались каждую зиму у государя, а оканчивались у обер-полицмейстера, а летом они проходили в Летнем саду. По регламенту ассамблеи продолжались с 17 до 22 часов. Очередность созыва Петр I устанавливал сам. На ассамблеях самая большая комната отводилась поl танцевальный зал. В соседних помещениях играли в шашки и шахматы. Азартные игры были запрещены. По указу 1718 года игра в карты и кости запрещалась “под страхом кнута”. Одна комната предназначалась для курения. Петр I сам постоянно курил трубку и всем предлагал следовать его примеру. В 1697 году в России было снято запрещение на продажу табака.

     Обязанности хозяина дома заключались в предоставлении помещения и обеспечении напитками. Никаких церемоний, встреч, проводов с его стороны не предполагалось.

     Участие в ассамблеях должны были принимать  и женщины, но дворянство относилось к этому отрицательно.

     В три часа дня гости начинали съезжаться. Дамы и мужчины приезжали в  самых богатых нарядах. В шесть  часов приезжал император, и немного  спустя — государыня с великими княжнами: к ней одной хозяин выходил навстречу и ее одну провожал до кареты. Излишняя учтивость к прочим гостям наказывалась осушением кубка вина Большого Орла. Дам угощали чаем, кофе, миндальным молоком, медом и вареньем, а мужчин —вином, пивом и трубками.

     Музыка  на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои и литавры. Любовь к танцам распространялась очень  быстро. При Екатерине незнание танцев считалось недостатком воспитания.

     Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские. Церемониальными считались польский танец и менуэт, английскими — англез, контрданс и другие. Менуэт был камерным танцем: танцующие двигались мелкими, размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподнимали платье. Англез отличался, наоборот, живостью и картинностью движений. Танцевали его тоже парами, причем дама как бы убегала и уклонялась от кавалера. А он следовал за ней.4

     В послепетровское время ведущим  сословием в России было дворянство. Боярские нравы были преодолены, и в России установился период относительно спокойной и размеренной жизни.

     Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание формальной стороны этикета над  его содержанием все эти признаки были отражены в дворянском этике те второй половины ХVIII века. Законодателем роскоши и блеска господствующего класса стал императорский двор. После смерти Петра I роскошь русского двора изумляла даже французов. Влияние западноевропейской культуры усилилось. В Санкт-Петербурге и Москве появились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры. Строгий этикет предписывал каждому сословию свой стиль в одежде. В середине ХVIII века при дворе женщинам не разрешалось носить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были являться ко двору в специально сшитых для этого платьях. Обязательным в дворянской среде становится французский язык.

     Все, что делалось в Париже, становилось  обязательным на Невском проспекте  и Тверском бульваре. Реверансы, чинные и важные поклоны, создавали картину театрального спектакля. В числе французских мод и развлечений стал театр. Страсть к спектаклям усиливается и при дворе, и в высшем обществе. Усиленный спрос на драматические спектакли вызвал появление русского театра, который впервые появился в Петербурге. Вслед за столичным, стали возникать русские театры и по провинциям. Появились первые русские драматурги и артисты (Сумароков, Дмитриевский). Интерес к театру породил интерес к французской литературе.

     При Анне Иоановне праздники стали более разнообразными. Вместо шашек и шахмат стало приличным играть в карты. Но в апреле 1782 года Устав благочиния запретил карточные игры.

     Во  второй половине ХVIII века к Высочайшему  двору могли быть представлены только те дамы, мужья которых имели чин  генерала или светского человека в чине статского советника. Также ко двору мог ли быть представлены женщины, получившие шифр Государыни Императрицы, то есть если они были назначены фрейлинами к Ее Величеству. Если женщина хотела быть представленной ко двору, она могла обратиться к гофмейстерине и статс-даме императрицы.

     В день представления, если оно назначено  утром, следовало надеть шелковое платье светлого цвета и шляпку. Если же вечером — то платье должно быть нарядным, с вырезом и с короткими  рукавами. Дамы обязательно надевали головной убор, а для девушек было обязательным закрепить в волосах цветы. В процессе представления с правой руки снимали перчатку, из уважения к императрице.

     Выходы  императрицы обычно проходили днем, поэтому все дамы на девали атласные платья или платья из фая светлых, нежных тонов.

Информация о работе Влияние Петра I на развитие правил российского этикета