Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………… 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. ………………………………………………………6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы…6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности...11
2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………… 15
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих…………………………………………………………………………15
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. ……...32
2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих…………………………………………………… 39
3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи…………………….. 49
3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ………………………………………………………………...49
3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. ……………………..52
3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. ……………..55
Заключение. ……………………………………………………………………...63
Список литературы…………….……………………………………………….. 66
Приложение. ……………………………………………………………………. 69

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 93.24 Кб (Скачать)

Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические  требования, возможно, не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего.

Одним из самых  серьёзных факторов, определяющих критическое  отношение населения к руководству  и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его  личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики [25, с.15-18].

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях  его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек – главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных  служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике  духовного мира государственного служащего  – постоянном преодолении желания  сохранить некоторую степень  самостоятельности относительно ведомства  и общегосударственной линии. Способность  сделать правильный моральный выбор  является показателем целостности  его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве  ответственности перед своей  совестью и перед общественным мнением  за последствия и результаты своей  деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего  проявляется через отношение  к людям, которым он служит. Здесь  можно выявить различные уровни служения, начиная от такого социального  образования, как государство (фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить  государству никто не может, поскольку  оно выражает интересы своих граждан  и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят  реальные люди с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за всё, что он делает, ответственен перед  людьми.

2.3 Зарубежный опыт  обеспечения моральной  ответственности  государственных  служащих

Государственный служащий должен быть защищен от пристрастного  отношения, грубости, несправедливой оценки его работы и уровня квалификации со стороны руководителя. Это является необходимым условием для надлежащего  выполнения государственным служащим возложенных на него должностных  обязанностей, для эффективности  государственной службы как государственного института.

В специальной  литературе обращается внимание на появление  нового направления в правовом регулировании  труда - обеспечении комфортной психологической  обстановки на работе. В новейших законах, локальных нормативных актах развитых стран появились нормы и положения, которые призваны гуманизировать трудовые отношения путем повышения культуры общения, улучшения психологического климата в организации и составляют неотъемлемую часть науки и искусства управления персоналом (человеческими ресурсами).

В США накоплен значительный опыт разработки и проведения в жизнь моральных кодексов, в  том числе и в сфере деятельности государственных служащих. Влиятельная общественная организация “Американское общество государственного управления” одобрила в 1981 году комплекс моральных принципов, а в 1985 году – Этический кодекс членов общества (доработан в 1994 г) Проведение в жизнь этого кодекса предусмотрено Уставом Американского общества государственного управления (ст.1, раздел 4), что содействует укреплению нравственных устоев государственных служащих, росту их авторитета в обществе.

В общем и  целом принципами и нормами, изложенными  в данном Этическом кодексе, руководствуются  и сотрудники аппарата Конгресса  США [37, с.89].

Этический кодекс Американского общества государственного управления (АОГУ) предназначен:

1. Показывать  высочайшие образцы личной неподкупности,  правдивости, честности и силы  духа во всех наших действиях  на государственных и муниципальных  должностях с целью вызвать  доверие к государственным и  муниципальным институтам.

Восприятие действий служащего государственного учреждения другими людьми критически важно  для его репутации. Нет ничего более важного для государственных  служащих, чем мнение людей об их честности, правдивости и неподкупности. По сравнению с этими требованиями даже несколько отходит в тень компетентность как главная ценность, которую граждане стремятся найти  в должностных лицах государства, в государственных и муниципальных  служащих. Любой личный или коллективный компромисс, связанный с указанными выше качествами, может нанести ущерб  способности учреждения выполнять  свои задачи. Репутация администратора может быть испорчена. Эффективность  может быть подорвана. Карьера - загублена. Лучшей страховкой против потери общественного  доверия может быть соблюдение указанных  выше стандартов.

Государственные служащие обязаны развивать в  себе эти стандарты потому, что  на них возложены важные обязанности. В них должно воспитываться уважение к истине, честное обращение с  другими людьми, ответственное отношение  к правам и обязанностям граждан, уважение к государственному имуществу.

Если вы отвечаете  за работу других сотрудников, разговаривайте с ними о причинах важности соблюдения этических стандартов. Разъясняйте  им, что оно столь же важно как  и финансовая ответственность за денежные средства, находящиеся в  их распоряжении.

Если вы отвечаете  только за свою собственную работу, не компрометируйте свою честность  и неподкупность ради повышения  по службе, наград или личных целей. Будьте скромны, уважайте собственное  положение и власть ваших начальников - выбранных или назначенных, проявляйте восприимчивость к ожиданиям  и ценностям людей, которых вы обслуживаете. Соблюдайте золотое правило: относитесь к другим людям так  же, как вы хотите, чтобы относились к вам в подобных обстоятельствах. Не выпячивайте свои способности: за вас будет говорить ваша работа. Будьте щедры в хорошей оценке работы ваших коллег. Относитесь к  государственному кошельку так, как  если бы он был ваш собственный. Будучи должностным лицом или служащим, подтверждайте своим примером уважение к правам других людей. Хорошо знайте их законные обязанности и не злоупотребляйте  ими. Свои ошибки признавайте быстро, публично и с достоинством. Будьте предупредительны и внимательны  с теми, у кого не очень хорошо складываются отношения с вашим  учреждением, с его нормами, распоряжениями или административными процедурами.

2. Осуществлять  свою службу таким образом,  чтобы выполнением официальных  обязанностей не прикрывались  личные цели. Единственные личные  цели, которые может преследовать  госслужащий на своей работе - это получение заработной платы  и установленных законным порядком  льгот и компенсаций, уважение  к своему труду и признание  его результатов. В эти личные  цели можно включить также  удовольствие от интересной работы, нужной обществу, а также своевременное  прохождение установленных этапов  карьерной службы. Ни один выбранный  или назначенный служащий государственного  учреждения не имеет права  брать взаймы или принимать  подарки от сотрудников какой бы то ни было корпорации, у которой данное государственное учреждение покупает услуги или которому оно их продает, или деятельность которого оно регулирует. Если в ходе вашей работы происходят многочисленные контакты с сотрудниками фирм и корпораций, занимающимися поставками правительству, удостоверьтесь, что все ваши личные расходы вы оплачиваете сами. Государственная собственность, фонды и власть никогда не должны быть направлены на личные и политические цели. Подтверждайте своими действиями, что не потерпите какого бы то ни было использования государственных средств для себя, своей семьи или своих друзей [19, с.124].

3. Избегайте  любого интереса или действия, вступающего в конфликт с нашими  официальными обязанностями. 

Государственные и муниципальные служащие не берут  на себя выполнение задачи, которая  вступает в конфликт или может  быть рассмотрена как вступающая в конфликт со служебными обязанностями.

Это общее утверждение  вытекает из основополагающего принципа, в соответствии с которым государственные  служащие являются доверенными лицами всего народа. Это означает, что  народ имеет право ожидать  от государственных служащих действий как от лиц, его замещающих, при  честном отношении ко всему народу, а не лояльности только нескольким лицам или узкой группе лиц.

Необходимо избегать действий (или бездействия), которые  вступают в конфликт с этой основой  доверия, наносят ей ущерб или  разрушают.

Есть свидетельства  того, что конфликт интересов и  коррупция часто возникают не из столкновения с внешней средой организации, а как результат  взаимодействия между людьми, которые  очень хорошо знают друг друга. Чтобы  усилить сопротивляемость при конфликте  интересов, государственным служащим следовало бы избегать частых внеслужебных контактов с людьми, деятельность которых они регулируют, или с  лицами, которые желают продать товары или услуги государственному учреждению или агентству.

Учреждения, имеющие  функции по инспектированию или  расследованию, обладают особыми обязательствами  по уменьшению своей уязвимости при  конфликте интересов. Для этих учреждений может оказаться полезной периодическая  ротация кадров.

Лица, занимающие должности, определенные законом или  регулирующим документом, как должности  вне классификаций или как  политические назначения (например, члены  кабинета) имеют специальное обязательство  вести себя таким образом, чтобы  не создавалось впечатление, будто  их официальные действия движимы  исключительно или преимущественно  их партийными или политическими  пристрастиями.

Государственные служащие должны всегда помнить, что, несмотря на все предохранительные меры, всегда могут возникнуть ситуации возможного конфликта интересов. Следовательно, важно, чтобы свести этот потенциал  конфликта к минимуму. Госслужащие, а особенно преподаватели и исследователи  государственного и муниципального управления, берут на себя серьезное  обязательство периодически обсуждать  тему конфликта интересов в организациях, учебных заведениях и профессиональных ассоциациях.

4. Обеспечивать  и развивать любые действия, направленные  на обеспечение равных возможностей  занятости, на недопущение дискриминации  по признаку расы, пола или  вероисповедания. 

5. Устранять  все формы незаконного использования  государственных средств, связанных  с ними злоупотреблений, неэффективного  распоряжения с ними; поддерживать  коллег, столкнувшихся с трудностями  в своих правомерных попытках  борьбы со злоупотреблениями,  обманом, незаконным использованием.

Если вы являетесь  руководителем большого отдела, вы должны не только стоять на страже против любых незаконных действий, осуществляемых или стимулируемых вашим отделом, но и периодически сообщать вашим  подчиненным, что не потерпите нарушений  закона в подразделениях, которыми они руководят.

Обсуждайте с  ними эти вопросы и причину  указанной позиции. Государственные  служащие, у которых есть убедительные основания подозревать совершение незаконных действий в любом государственном  учреждении, должны искать содействия в том, как передать информацию по этому вопросу соответствующим  властям.

Все государственные  и муниципальные служащие должны поддерживать официальные инспекционные  учреждения - Главное контрольно-финансовое управление на федеральном уровне, аудиторов на уровне штатов или крупных  регионов, федеральных аудиторов  и аудиторов штатов. Мы должны поддерживать концепцию независимого аудита. Хорошо поставленный налоговый и управленческий контроль и инспекция - это важные интересы защиты государственного интереса, обеспечения эффективной работы руководителей и их учреждений [18, с.275].

И в государственных  учреждениях и в бизнесе неисправное  оборудование, неадекватное программное  обеспечение, нескоординированные  процедуры, слабые средства охраны могут  стать причиной сознательных или  несознательных нарушений. Этическая  обязанность руководителей - держать  в полном порядке оборудование, программное  обеспечение, управленческие процедуры  и средства охраны.

Должны периодически проверяться основания для льгот, предоставляемых учреждению, и причины  освобождения от тех или иных налогов  и выплат.

"Возмутители  спокойствия", которые часто выглядят  нелояльными в глазах их непосредственных  начальников, на самом деле  могут оказаться лояльными высшим  интересам общества. Если это  так, то "возмутители спокойствия"  заслуживают поддержки. Местные,  штатные и федеральные органы  власти должны установить эффективные  каналы, по которым "возмутители спокойствия" смогут сообщить о своих соображениях, не боясь быть узнанными.

Информация о работе Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы