Понятие нравственной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:16, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из темы, следует, что в начале своей работы я ставлю перед собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры

Оглавление

Введение
1 Понятие нравственности и культуры
1.1 Культура
1.2 Нравственность
2 Нравственная культура
3 Нравственная культура в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 38.99 Кб (Скачать)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

  «АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

______________________________________________________________

Заочный  факультет

Направление: 080200.62 «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Этика деловых отношений»

на тему: «Понятие нравственной культуры»

 

 

 

        

                                                                            Выполнил:

                                                                                      

 

                                                                              Проверил:      

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

Содержание

Введение  ……………………………………………………………

1 Понятие нравственности и культуры

1.1  Культура……………………………………………………

1.2 Нравственность…………………………………………….

2 Нравственная культура…………………………………………

3 Нравственная культура в современном обществе……………..

Заключение…………………………………………………………

Список  использованной литературы……………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек почти ежедневно  прямо или косвенно сталкивается с понятием культура. Везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим всевозможные словосочетания и высказывания прямо или косвенно связанные  с этим понятием. Например, зачастую при виде большой и шумной компании молодых людей выражающихся нецензурно и хамовато, проходящая мимо старушка вполне смело заявляет им: "Какие  же вы некультурные, ребята", или  же "Молодежь пошла - безнравственная".

Хотим мы этого или нет, но все  что нас окружает и все то ,с чем мы по сути связаны и есть культура. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь и уже ни при каких обстоятельствах не будет нами отложено в далекий темный угол.

Наряду с тем, что мы так часто  слышали слово культура, редкий из нас может похвастаться тем, что  он интересовался или даже глубоко  изучил это понятие. Чаще всего мы ограничиваемся лишь осмыслением своего понимания какого-либо понятия и  не стремимся к большему. А на мой взгляд это не совсем правильно. Именно поэтому мне хотелось бы изучить глубже и раскрыть для себя некоторые понятия.

Исходя из темы, следует, что в  начале своей работы я ставлю перед  собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие нравственности  и культуры

1.1 Культура

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают  как синтезирующая основа, поскольку  сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического  существования людей, первые представления  о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне общественного и  духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали  осознавать это. Пока человек в своей  жизнедеятельности зависел от чисто  природных, еще не преобразованных  трудом обстоятельств, решающую роль в  своей жизни он приписывал не себе, а этим обстоятельствам, которые  превращал в предмет религиозного почитания, или культа. Мифологические и религиозные культуры древности, обожествлявшие природные силы и  стихии, наделяли природу чисто человеческими  свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что много в  их жизни зависит от них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале  неопределенные и расплывчатые, представления  о культуре. Достаточно, например, было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже  само наличием в языке "культура" свидетельствует о понимании  человеком своей особой и самостоятельной  роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как природных ,так и божественных сил. Появление данного слова означало рождение "культа" самого человека ,пришедшего на смену всем иным культам древности.

Предмет истории культуры имеет  свое содержание и специфику в  ряду исторических дисциплин. История  культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных  ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению  к ним история культуры выступает  как обобщающая дисциплина, рассматривающая  культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование  национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность.

Культура дословно переводится  как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских  текстах употребление этого слова  связано с земледелием. Цицерон  применил термин культура для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение "философия есть культура души" впоследствии употребление слова "культура" в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.

Стремление использовать слово "культура" не для обозначения отдельных  направлений, способов и результатов  преобразовательной деятельности человека, а для всего, что создано им, наметилось в XVII веке, в русле развития немецкой просветительной мысли. Первым автором, употребившим термин "культура" в этом новом, широком значении, был  Самюэль Пуффендорф (1632-1694 гг).

Далее я приведу пример, именно слова  Герцера (немецкого просветителя XVIII века) я полностью разделяю:

"…Воспитание  человеческого рода - это процесс  и генетический, и органический - благодаря усвоению и применению  переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением…"

Итак, под культурой мы понимаем совокупность всех материальных ценностей, всех знаний и переживаний, весь практический опыт, обращенные на решение триединой  задачи - воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья  или образование, искусство или  нравственность - невозможна вне культуры.

 

 

 

 

 

1.2 Нравственность

Прежде, чем говорить о нравственной культуре , рассмотрим такие понятия, как этика, мораль, нравственность.

В настоящее время все они  на бытовом уровне употребляются  как идентичные. Однако, с научной  точки зрения, этикой называют науку, где системообразующими являются понятия добра и зла. Под моралью следует понимать свод норм и правил достойного поведения. Нравственность - это практика такого поведения. Таким образом, выстраивается трехступенчатая структура: этика как наука, мораль как свод предписаний творения добра, нравственность как практика хорошего поведения.

Все эти понятия в совокупности составляют сущность нравственной культуры. Культура же в современном ее понимании  -это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура - это уровень, степень, величина освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического).

Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека, преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону.

Не  могу не согласиться с мыслью известного философа Карла Поппера:

"Человек создал множество  миров -- миры языка, поэзии, науки. Но, пожалуй, самым важнейшим из них является мир нравственности, мир моральных ценностей и предписаний, мир моральных требований -- свободы, равенства, милосердия".

Нравственность - это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы, то есть добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества.

Ценность - это жизненная и практическая установка поведения индивида, выражающая то, что для него значимо. Один человек выше жизни ставит честь, другой жаждет свободы, третий -- настаивает на несокрушимости добра, четвёртый славит всепобеждающее чувство -- любовь.

На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя  жизни проявляли интерес к  нравственным и этическим проблемам. Нравственное чувство, присущее только человеку, позволяло осознать его отличие от животных. Нравственное чувство во многом определяло человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. Наконец, нравственные нормы помогали выбирать достойный образ жизни. Многие мыслители в нравственности усматривали путь к Богу.

Мораль (от лат. moralis -- "нравственный") -- область нравственных ценностей, которая признаётся людьми, нравственная жизнь народа. Содержание этой сферы, её специфика меняются с течением времени и различны у разных народов. В морали всех народов и во все времена можно найти общечеловеческие ценности, нравственные принципы и предписания.

Мораль  - система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

Русский философ Владимир Соловьёв (1853--1900) считал, что нравственность есть прирождённое человеческое свойство, отличающее его от животных. "Основные чувства стыда, жалости и благоговения испытывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что  ниже его, что равно ему и что  выше его", -- писал он в своей книге "Оправдание добра". Русский мыслитель сравнивал нравственную философию с путеводителем, который живописует места, достойные посещения, но в то же время не говорит человеку, куда ему ехать. Люди сами принимают решения, куда направить свои стопы. Поэтому, по словам Соловьёва, "никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель"...

"Золотое  правило нравственности": "Поступай  по отношению к другим так,  как ты бы хотел, чтобы другие  поступали по отношению к тебе".

 

 

 

 

 

 

2 Нравственная культура

В настоящее время заметен широкий  и всё растущий интерес к более  глубокому философскому осознанию  культуры. При этом мы осознаём, что  культура не релятивна, не ситуационна, что она не может быть привязана к каким-то текущим социальным или политическим интересам, а выражает самую суть человечности, является фактором развития гуманного общества.

Я считаю, уверена, что многие считают  также, что культура личности всецело  основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти  своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь  и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно  прислушиваться к традиции, действовать  в согласии с этикетом. Так построена  жизнь. И от того, насколько высок  уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов  общества; б) культуру поведения и  общения; в) культуру нравственных поступков  и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни  общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.

Повсеместно идут разговоры и многие даже убеждены в том, что общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной  опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может  быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.

Информация о работе Понятие нравственной культуры