Политика госуправления и этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:24, доклад

Краткое описание

Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху".
Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя результаты опросов покупателей, создания общественных комиссий и обществ потребителей.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИКА ГОСУПРАВЛЕНИЯ И ЭТИКА БИЗНЕСА.docx

— 23.66 Кб (Скачать)

ПОЛИТИКА ГОСУПРАВЛЕНИЯ  И ЭТИКА БИЗНЕСА

Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху".

Снизу — членами общества при  помощи формирования общественного  мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя  результаты опросов покупателей, создания общественных комиссий и обществ  потребителей.

Сверху — специальными государственными структурами, такими, как Комиссия по безопасности и качеству продукции  в США, и законами (в первую очередь  антимонопольным законодательством, а также законами о качестве товаров  и регламентирующими права потребителей). Исходя из этой точки зрения и будут  рассматриваться отношения между  макросубъектами на вертикальном уровне. Взаимовлияние моральных субъектов в этом виде отношений очень велико.

Со стороны государства наблюдается  тенденция контролировать корпорации при помощи специальных законов  и государственных структур, однако налицо и небезуспешное стремление корпораций путем лоббирования влиять на политику, проводимую государством.

С обеих сторон явно прослеживаются тенденции утилитаризма, моральная  оценка своих действий с точки  зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание. Кроме того, в политике государства, направленной на поддержание жизненного уровня неимущих, больных и стариков, перераспределение общественного  богатства путем высоких налогов  и осуществления широких социальных программ явственно прослеживаются тенденции этики справедливости.

 Эта политика, впрочем, оценивается  неоднозначно: как положительно, так  и отрицательно. В последнем случае  отмечается распространение вследствие  такой политики потребительских  настроений в обществе, отсутствие  стимулов к активной деятельности. В процессе государственного  регулирования бизнеса можно  выделить три основных направления: 

  • регулирование деятельности корпораций в целях обеспечения эффективности экономики. Так, упомянем, в частности, антитрестовское законодательство, в основе которого лежат Акт Шермана, принятый еще в 1890 г., и Акт Клэйтона (1914 г.), цель которого — предотвращение монополизации и соглашений между фирмами о ценах на свою продукцию, которые устанавливались бы независимо от рынка;
  • регулирование отношений бизнеса и потребителей. Государство определяет ответственность бизнеса в целях защиты интересов потребителей и следит за четким выполнением законов, защищающих эти интересы;
  • регулирование действий бизнеса в отношении окружающей среды при помощи таких государственных органов, как, например, агентство по охране и защите окружающей среды. Особо необходимо выделить моральные аспекты отношений между корпорациями и государствами "третьего мира".

Во-первых, вложения корпораций в экономику  стран "третьего мира", привнесение  собственных технических умений и возможностей маркетинга могут  не столько способствовать самостоятельному развитию экономики этих стран, сколько  поставить их в зависимость от иностранных инвестиций и иностранных  компаний. Возможности формирования собственной технической интеллигенции, собственного бизнеса, квалифицированных  работников уменьшаются. Возникают  ситуации, когда экономика всей страны может зависеть от крупной корпорации, как, например, произошло в Нигерии. Компания United Africa создавалась только для производства пальмового масла. Однако спустя некоторое время она проникла практически во все сферы производства. Начав с сельского хозяйства и торговли, она заняла лидирующие позиции в производстве текстиля, сахара, цемента, сигарет, пластмасс и в строительстве.

Во-вторых, это проблема справедливой оплаты труда вследствие стремления корпораций платить в странах "третьего мира" за выполнение той же самой  работы, что и в собственной  стране, гораздо меньшую заработную плату.

В-третьих, это проблема стремления корпораций размещать в развивающихся  странах вредные производства, загрязняющие окружающую среду, и потенциально опасные  производства, а также уделять  гораздо меньше, чем в собственных  странах, внимания обеспечению безопасности работников и охране их здоровья. Моральный  долг корпораций — следовать тем  же стандартам безопасности, которые  приняты в их собственной стране, даже если законы других стран не так  жестко их регламентируют.

В-четвертых, экономическое вмешательство  корпораций в жизнь стран "третьего мира" вследствие того что возможность  ведения конкурентной борьбы у корпораций значительно выше, приводит к вытеснению с рынка национальных предприятий.

В-пятых, большинство ученых считает  аморальной поддержку расистских, коррумпированных или проводящих репрессии против населения своей страны режимов. Участие сильных иностранных  корпораций усиливает экономические  возможности этих режимов и тем  самим способствует их сохранению. Аморальна, кроме того, и торговля с такими режимами товарами, которые  могут быть использованы как инструменты  насилия и подавления.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ЭТИКА

 Соотношение этики  бизнеса и административной этики 

Проблемы и методы этики бизнеса  тесно переплетены с проблемами и методами так называемой управленческой, или административной, этики. Последняя  является одной из разновидностей профессиональной этики, связанной с деятельностью  администратора, государственного служащего, менеджера. Ее тесная связь с этикой бизнеса достаточна очевидна. Отметим  только основные моменты.

Во-первых, моральные проблемы больших  организаций — будь то коммерческие, общественные или правительственные  — весьма схожи. Отношения между  коллегами, между начальством и  подчиненными, правила делового этикета  и многое другое не столь различно для каждой из этих сфер.

Во-вторых, бизнес непосредственно  связан с правительственными учреждениями. От деятельности последних зависит  среда, в которой работает бизнес. Нередки как в нашей стране, так и за рубежом переходы людей  из одной сферы деятельности в  другую. Этические проблемы бизнеса  так или иначе пересекаются с  проблемами административной этики. Именно поэтому нелишним представляется остановиться на административной этике более  подробно.

Административная этика подразумевает  приложение принципов морали к поведению  должностных лиц в организациях. Такой подход встречает возражение со стороны тех ученых, которые  допускают, что этика вполне возможна в частной жизни, но отрицают, что  она возможна в жизни организации  по той причине, что по своей природе  административная деятельность исключает  моральные оценки и суждения. Эти  доводы подкрепляются утверждением о том, что должностные лица должны действовать нейтрально по тем соображениям, что следуют не собственным принципам  морали, а решениям и политике организации. Такова суть концепции "этика нейтралитета". Согласно второму подходу, получившему  название "этика структуры", не должностные лица, а организация (и ее должностные лица) должна быть ответственна за свои решения и политику. Каждый из подходов называется этикой, потому что выражает определенные нормы  и предписывает манеру поведения. Но ни один не включает этику или мораль, потому что в обоих отсутствует  моральная оценка, поскольку нет  ни лица осуждающего, ни лица осуждаемого.

Этика нейтралитета

Общепринятая теория и практика административной этики считает: управленцы должны выполнять распоряжения своего начальства и политику учреждения и  органа управления, где они служат. С этой точки зрения администраторы этически нейтральны в том смысле, что не выносят независимых моральных  суждений.

Этика нейтралитета не отрицает того, что управленцы могут использовать собственное суждение при формировании линии поведения. Но их целью всегда должно быть установление такой линии  поведения, на которой настаивают или могли бы настаивать другие люди (обычно избранные должностные лица) или в случае противоречивых указаний истолковать юридически или конституционно, кто имеет право определять политику.

Этика, таким образом, способствует основному качеству организации  — служить общественным целям  безотносительно к целям индивидов  внутри организации. Вступление в должность  означает согласие на обязанности, составляющие эту должность, установленные организацией. Если эти обязанности не согласуются  с самосознанием служащего как  гражданина, он может отказаться от должности, но для многих должностных  лиц такой поступок сложно совершить.

Но если люди строгих моральных убеждений будут отказываться от должности, вместо того чтобы продолжать работать, и мы лишимся тех, которые могут сделать наибольший вклад в общественную жизнь. А так как мы не хотим изгонять наиболее принципиальных людей из учреждений, то должны признать, что могут быть серьезные моральные причины для того, чтобы остаться на должности, при этом не соглашаясь с политикой руководства.

Этика структуры 

Важнейшим ограничением для существования  административной этики является мнение, что объектом морального суждения должна быть организация или руководство  в целом. Это этика структуры. Она утверждает, что даже если должностные  лица могут иметь некоторую свободу  независимых моральных суждений, они не могут считаться морально ответственными за большую часть  решений и политику руководства. Их собственная моральная ответственность  распространяется только на определенные обязанности, входящие в их собственную  компетенцию, за которые они несут  юридическую ответственность. Моральное  суждение предполагает моральные действия.

Существование административной этики  возможно. Два главных теоретических  подхода, которые оспаривают эту  возможность, не могут убедить в  ее отсутствии. Мы вынуждены отвергнуть как этику нейтралитета, которая  подавляет независимое моральное  суждение, так и этику структуры, которая игнорирует моральное поведение  индивида в организациях. Показать возможность существования административной этики, конечно, не значит показать, как  заставить ее работать. Но понимание  того что административная этика  существует — это необходимый  шаг не только к использованию  ее на практике, но и к приданию ей важной роли в этой практике.

Моральный кодекс администраторов 

Как уже говорилось выше, этические  нормы и принципы поведения могут  быть сведены в так называемые этические кодексы поведения. Одним  из старейших в рассматриваемой  области является Моральный кодекс ассоциации работников местных органов  управления (Кодекс ICMA), принятый в 1924 г. и получивший широкое признание. Поправки к этому Кодексу принимались 5 раз, и теперь он включает основные указания, которые интерпретируют его 12 принципов, а также официальные правила процедуры для проведения расследований по вопросам нравственного поведения. Основная цель Кодекса в наши дни та же, что была и в 1924 г.: напоминать администраторам местных органов управления об их ответственности перед гражданами, перед избираемыми должностными лицами и перед своими коллегами. Одно из ключевых положений Кодекса в деталях рассматривает проблемы инвестиций: "Не ищите благосклонности других; верьте в то, что личное возвеличивание или доход, обеспеченные секретной информацией или неправильным использованием общественного времени, нечестны". Два дополнения в виде основных указаний к этому принципу дают членам ассоциации практические советы: в одном обсуждаются вложения, которые могут вступить в противоречие со служебными обязанностями, а другое предупреждает против использования конфиденциальной информации.

Финансовые вложения, вступающие в противоречие со служебными обязанностями. Членам ассоциации не следует производить каких-либо инвестиций прямо или косвенно в какое бы то ни было предприятие, совершать коммерческую или другую частную сделку, которая вступала бы в противоречие с их служебными обязанностями, или иметь там такие вложения.

Конфиденциальная информация. Членам ассоциации не следует раскрывать другим или использовать в личных интересах конфиденциальную информацию, полученную ими в процессе выполнения служебных обязанностей.

Приличия имеют большое  значение. В государственном секторе, где все на виду, администраторам и другим государственным служащим приходится придерживаться более высоких стандартов поведения, чем обычным гражданам.

Жилье. Многие администраторы ввели в практику покупать собственные дома только в тех районах, где они работают. Этот подход, безусловно, сводит к минимуму возможность обвинения в противоречии интересов.

Природа вложений. Опасайтесь делать вложения по схеме "богатей быстро", которая связана с вновь создаваемыми организациями. Такие организации могут захотеть использовать хорошую репутацию администратора как прикрытие для незаконной деятельности, а также для деятельности, не соответствующей нравственным принципам.

Семьи и друзья. Даже если персональные вложения администратора вне подозрений, его или ее супруга или супруг могут иметь сомнительные капиталовложения. Очевидный первый шаг — это заявить обо всех вложениях, которые могли бы создать впечатление присутствия конфликта интересов.

Законное против нравственного. Некоторые администраторы убеждают себя, что они поступили правильно, если адвокат санкционировал это действие, не понимая, что государственным служащим надо различать законные и нравственные действия.

Совет на прощание. Большинство администраторов местных органов управления, которые оказались в неприятной ситуации, связанной с их капиталовложениями, не имели намерений совершать неэтичные поступки. Очень часто их ошибки были результатом неверных суждений или незнания. Следующие советы, возможно консервативные, могут помочь администраторам избежать проблем, связанных с нравственными проблемами их финансовых вложений:

  • знайте закон, рассматривающий конфликты интересов. Когда сомневаетесь, наводите справки у городского или окружного адвоката;
  • ограничьте владение недвижимостью в своем городе или округе собственным домом. Будьте осторожны в совершении финансовых вложений вне вашего города или округа, особенно если участки собственности прилегают к границам города или округа или являются их продолжением;
  • не делайте капиталовложений в бизнес в городе или округе, где вы работаете;
  • предоставляйте полную и своевременную информацию обо всех ваших личных вложениях и вложениях членов вашей семьи;
  • берегитесь рациональных объяснений. Даже если вы верите в то, что служите на благо своего района, тратя свое личное время и деньги для финансовых вложений в этот район, общественность может по-другому истолковать ваши действия. В их глазах вы, возможно, получаете личную выгоду от внутренней информации, собранной вами в качестве служащего местного органа управления;
  • избегайте совместных капиталовложений со служащими или членами того органа управления, в котором вы работаете. Такие партнерства неизбежно ведут к общественному осуждению;
  • подумайте, будет ли предложенное капиталовложение соответствовать стандартам представителей вашей профессии. Если сомневаетесь, поищите другие предложения.  

Информация о работе Политика госуправления и этика бизнеса