Отражение эстетического идеала в искусстве Сальвадора Дали

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:07, творческая работа

Краткое описание

Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает зрителей в произведениях Дали.

Файлы: 1 файл

Эстетический идеал в искусстве Сальвадора Дали.docx

— 27.23 Кб (Скачать)

Отражение эстетического идеала в  искусстве Сальвадора Дали.


Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей  стране относительно недавно.

Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что  не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой  умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск  в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает зрителей в произведениях Дали.

Скорее всего, имея дело с  этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что  его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и  даже житейские привычки) следовало  бы понимать как сюрреалистическую  деятельность. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая  его "Дневник одного гения", понимаешь, что это не просто дневник, а дневник  сюрреалиста. Читая о Дали, о его  шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реального  мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистической  картины, усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели из тропических стран.

По мнению А. Якимовича  , "сюрреализм, действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и, следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не соглашался".

Поэтому, чтобы понять и  осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы в  общих чертах, познакомиться с  тем, что скрывается под названием  сюрреализм.

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское  направление в искусстве ХХ века., провозгласившее источником искусства  сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации) , а его методом  разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания  предметов и явлений, которым  придается видимая достоверность.

Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства  Андре Бретона группируется ряд  единомышленников - это художники  Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и  поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали  новый стиль в искусстве и  литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что  бессознательное и внеразумное  начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны  наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные  и бессознательные смысловые  сочетания, которые возникают в  ходе игр типа "буриме": они  по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими  участниками игры. Целью этих игр  была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные  хаотические силы.

Что до Дали, так он в это  время (в 1922 г.) , восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школу изящных  искусств в Мадриде; сдружился с  поэтом Федерико Гарсией Лоркой; с  огромным интересом штудировал труды  Зигмунда Фрейда.

В начале 30-х годов С. Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в их выставках.

В формировании творческого  пути и личности Дали важное место  занимает предшествовавшее сюрреализму  течение - дадаизм. Дадаизм или искусство  дада (это словечко - не то детский  лепет, не то - бред больного, не то шаманское заклинание) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Например, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок.

Сюрреалистическое отношение  к бессознательному, к стихии хаоса  прямо вырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не просто разрушительной, а  созидательной, но через разрушение.

Итак, по мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма) - одним из первых революционных  актов сюрреализма было то, что  он настаивал на чисто пассивной  роли так называемого автора в  механизме поэтического вдохновения  и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты  применяли два вида приемов. Это  были чисто механические методы "охоты  за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности  и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли  фантастического леса - техника "фроттажа") .

Ведущие мастера не могли  удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и  т.п.

Переход от "механических" приемов к "психическим" (или  психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.

Сам Дали возлагал большие  надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу  же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился  от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать.

По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских  приемов психоанализа: записывание  сновидений как можно скорее после  пробуждения (считается, что промедление  приносит с собой искажение образов  сна под воздействием сознания) .

Для понимания философии  сюрреализма и феномена Дали, в  особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е. на идеях Зигмунда Фрейда в отношении  искусства.

Сюрреализм и фрейдизм

Фрейдистские взгляды  настолько были усвоены многими  лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Чисто "фрейдистским" методом пользовался и Дали, который  писал картины в еще не совсем проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о  чем уже говорилось раньше.

Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как  перед источником творчества было у  Дали абсолютным, не допускающим никаких  компромиссов. "Все мои притязания в области живописи состоят в  том, чтобы материализовать с  самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности" .

По признанию Дали, для  него мир идей Фрейда означал столько  же, сколько мир Священного Писания  означал для средневековых художников или мир античной мифологии - для  художников Возрождения.

Идеи венского психолога  и мыслителя имели особый смысл  для этих людей, потому что фрейдизм был жизненно важен для сюрреалистов и был, быть может, одним из главных  факторов подъема и успеха их доктрины. Однако было бы упрощением думать, что  сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.

Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны  психоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими  они получали весомые подтверждения  правильности своих устремлений. Они  не могли не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж) соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций", употреблявшейся  при изучении внутреннего мира человека. Когда позднее в искусстве  Дали и др. художников утверждается принцип иллюзионистского "фотографирования бессознательного", то нельзя не вспомнить  о том, что психоанализ выработал  технику "документального реконструирования " сновидений. Кроме того, психоанализ  обращал первостепенное внимание именно на те состояния души, которые прежде всего интересовали и сюрреалистов (сон, психические расстройства, детская  ментальность, первобытная психика, свободная от ограничений и запретов цивилизации). Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

Опытные данные замечательного психолога, его проницательность, глубокое знание человеческой натуры подтверждали и освящали устремления сюрреалистов. Более сильного союзника трудно было найти.

Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете  праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему  мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.

Европейское человечество уже  давно было погружено в споры  о сущности, пределах и необходимости  нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий  резонанс. Он не был просто философским  тезисом. Он был более или менее  научным течением, он предлагал и  предполагал опытную проверяемость  своих постулатов и выводов, он разрабатывал клинические методы воздействия  на психику - методы, дававшие несомненный  успех. Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в  сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более  широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности  человека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями  цивилизации.

Фрейдизм впечатляюще  доказывал, что нельзя недооценивать  значения подсознания или считать  его чем-то второстепенным. Оно не рудимент, не атавизм, который изредка  прорывается во снах, обмолвках, болезненных  маниях. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской истории искусства". Благодаря  фрейдизму сюрреализм получил возможность  настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а  новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была такая солидная опора, что уже  не приходится удивляться влиятельности  и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.

Дали и ницшеанство.

Выше уже было сказано, что европейская культура XX в. испытала влияние философско-художественной прозы Фридриха Ницше, который в  своих произведениях ("По ту сторону  добра и зла" 1886г.) выступал с  критикой буржуазной культуры и проповедовал эстетический имморализм, т. е нигилистическое  отношение ко всяким нравственным принципам. В книге "Так говорил Заратустра" 1883-84гг. Ницше создал миф о "сверхчеловеке", при этом культ сильной личности сочетался у него с романтическим  идеалом "человека будущего".

Сальвадор Дали был последовательным представителем ницшеанства XXв. Дали читал  и почитал Ф. Ницше, вел с ним  диалоги в своих картинах и  своих писаниях. В "Дневнике одного гения" неоднократно упоминается  Ницше. Слова "сверхчеловек - смысл жизни"- стали одним из девизов Дали. В его "Дневнике" читаем: "Самое главное на свете - это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на` третьем месте - все остальные, разумеется, включая и нас двоих". И, разумеется, что гениальнейший из гениев, спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться правилам поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причине запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью кочанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту".

Сюрреализм Сальвадора Дали

Сам Дали так пишет о  том, как начиналось его сюрреалистическое  творчество: "Но вот случилось  то, чему суждено было случиться, - явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную свободу  от какого-либо эстетического или  морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых  крайних, экстремальных пределов в  любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности" .

Для сюрреализма в том  виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.

Дали прикасался буквально  ко всему, что было существенно для  человека его времени. Его картины  не обошли таких тем, как сексуальная  революция ("Загадка желания") и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны") , атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гитлера") , католическая вера ("Распятие", "Христос св. Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких оговорок (как у Дали) , вызывает протест.

В той или иной степени  Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально  со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к  политическим силам ХХ века, к собственной  семье, к правилам приличий, к картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма  и довел их до крайности. В таком  виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы построить на этом месте город будущего. Дали настроил против себя своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьез отрицать и опровергать.

Информация о работе Отражение эстетического идеала в искусстве Сальвадора Дали