Особенности публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.
Публичная речь -это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Оглавление

Введение
Понятие публичного выступления
Подготовка к выступлению
Начало выступления
Как завоевать и удержать внимание аудитории
Как завершить выступление
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат деловое общение.docx

— 31.20 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И  ПРАВА 
 
 
 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

«Особенности  публичного выступления» 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012 г. 
 
 
 

Содержание

Введение 

Понятие публичного выступления 

Подготовка к  выступлению 

Начало выступления 

Как завоевать  и удержать внимание аудитории 

Как завершить  выступление 

Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В какой бы форме  ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие  или большие публичные речи.

Публичная речь -это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными  условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие публичного  выступления

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного  кропотливого обучения и самообразования.

Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени  ответ на этот вопрос дает риторика.

Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne -- ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь -- главнейшее оружие.

Ораторство -сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Для большинства  людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство  неловкости, страха и трепета перед  аудиторией можно преодолеть легко  и просто. К сожалению, это не так.

Почему возникает  страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и  приятное времяпрепровождение. И в  то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко  испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает  разговор. Мы знаем, что в любую  секунду, едва оказавшись в затруднительном  положении, мы можем отказаться от продолжения  разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

Такие условия  общения позволяют нам сконцентрироваться на главном -- передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит  дело, когда мы предстаем перед  аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит  до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена  ответственность за встречу с  аудиторией. Оказавшись без привычной  поддержки, человек испытывает ряд  трудностей.

В частном разговоре  можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто  его продолжит. Во время разговора  по лицам и высказываниям ваших  собеседников вы сразу же можете оценить  эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует  открыто на ваши высказывания. Никто  не отвечает на ваши вопросы, никто  не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому  прежде всего вам следует знать  те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими  приемами, а также знать правила  и принципы построения речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Подготовка к выступлению

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует  его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную  работу мысли, эмоциональный отклик.

Вначале следует  сделать «каркас» будущего публичного выступления:

· Определить мотивацию  слушания людьми вашего выступления. Для  чего это им нужно? Что полезного  или интересного они узнают для  себя?

· Выделить главную  идею речи.

· Выделить подзаголовки, разделив идею на несколько составных  частей.

· Определить ключевые слова, которые вы повторите несколько  раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.

· Тщательно  продумайте план и структуру будущей  речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Главный контролер -- время. Внимательно слушать и  воспринимать идеи публика может  только ограниченный срок , обусловленный  психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории  начинает слабеть.

Аудитория ожидает  коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Учитывая темпоритм  речи. Самая благоприятная скорость для восприятия -- приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления  обязательно надо учитывать время, которое нужно будет потратить  для ответов на вопросы. 

Внешний вид.

Первое восприятие публикой оратора начинается с внешнего вида. Если выступление имеет место  быть на деловой конференции, то, логично, что внешний вид оратора должен соответствовать деловому стилю. Ведь нелепо будет выглядеть человек  в бейсболке и летних шортах, выступая перед аудиторией, где собрались  интеллигентные люди в деловых костюмах. Такого оратора действительно не будут воспринимать всерьёз, как  и всё, сказанное им.

Выступающий должен быть безупречен и приятен слушателям. Действительно, аудитория, акцентируя своё внимание на оратора во время  выступления, оценивает его внешность, опрятность. Начинает создаваться впечатление  о выступающем.

Состояние оратора. От того, как чувствует себя человек, зависит правильность его речи и успех выступления.

Если выступающий  достаточно сильно нервничает, то слова  его будут несвязными и, возможно, неразборчивыми. Скорее всего, уже после  первых пяти минут такого выступления, аудитория перестанет слушать его. Некоторым людям бывает тяжело справиться с таким состоянием: боязнь публики, страх что-нибудь забыть и оказаться  в неловком положении. Это первопричины вышеописанного состояния оратора. Что следует в таком случае делать? Некоторые люди представляют, что разговаривают с одним  человеком в пустом зале наедине, другие - наоборот, что зал пуст и  вокруг никого нет. Это действительно  помогает. Не стоит запугивать себя настолько сильно, чтобы мог «онеметь»  язык. Нужно понять для себя, что  Ваше выступление - это всего лишь способ показать себя, что аудитория - это простые люди, такие же, как  и Вы, и они пришли, чтобы послушать  Вас, они хотят Вас слушать. Важно повторять слова « я знаю», « я умею», «для меня это очень просто», «я готов», «меня все поддерживают».

Важно уметь  совладать со своими эмоциями. Что  бы не произошло, я должен знать, что  аудитория слушает меня, и я  должен в доступной и полной форме  донести до неё информацию, это  моя задача и я её должен выполнить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Начало выступления

Не начинайте  свое выступление сразу, немного  подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие  от содержания речи. Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели  станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим  фактором, который оказывает воздействие  на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о  чем говорите.

В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту  вступления, следует сделать начальную  паузу. Пауза позволяет собрать  взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору.

Первая фраза  всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад  встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится  во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет, тогда ему лучше  вообще не брать слово. Первое впечатление  слушателей должно быть позитивным, вселять  уверенность, что время не будет  потрачено зря. В литературе часто  можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу  привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с  парадокса. Эти приемы уместны как  в главной части, так и в  любой другой части выступления.

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный  контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих  "крючков" выступлений, существует множество. Выбор варианта зачина -- увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное -- создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина.

Чувствуя, что  внимание слушателей завоевано, можно  переходить к введению в тему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Как завоевать  и удержать внимание  аудитории

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним  своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно  считать справедливым по отношению  ко многим выступающим. Очень часто  все становится ясно уже после  первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

При чтении связь  между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорите просто и ясно, недлинными предложениями -- будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека -- вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Аудитория пока осмыслит ваши предыдущие слова -- ей ведь не так хорошо все известно, как вам, по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, -- так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!

Если тебе трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выбери среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказывай будто ему одному. Будто вы сидите за чашкой чая вечерком, и ты рассказываешь другу интересные вам обоим вещи. Затем ты можешь найти в зале еще несколько таких людей и рассказывать уже нескольким «друзьям». Такое твое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать тебя с интересом.

Информация о работе Особенности публичного выступления