Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.

Оглавление

Введение 3
1 Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 6
2. Характеристика основных категорий дисциплины «Деловое общение» 10
3. Тест 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

kontrolnaya ДЕЛОВОЕ ОБЩ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной контрольной  работы «Предмет и задачи психологии делового общения». 

Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.

Именно поэтому сегодня  опытный руководитель тратит большую  часть рабочего дня не на решение  финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.

Этой двуединой задачей  современного хозяйственного управления — необходимостью ориентации не только на результат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, — и обусловлено включение в программы профессиональной подготовки современных экономистов, менеджеров наряду с дисциплинами о технике и организации производства, также и определенного минимума гуманитарных, психологических дисциплин.

Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо обосновал доктрину «человеческих отношений». Теория «человеческих отношений» как раз и явилась ответом на возникновение в сфере производства психологических проблем. Расширение практики использования психологических факторов в производстве повлекло за собой два важнейших последствия в развитии духовной сферы общественной жизни:

-  быстрыми темпами стала развиваться система психологических наук, в том числе социальная психология и такие прикладные дисциплины, как психология труда, управления и др.;

-  успехи развития психологической теории и практики привели к усилению внимания к этой проблематике и в системе образования.  Психологические дисциплины стали активно изучаться в университетах и школах бизнеса западных стран, особенно в США.

Постепенно во всех развитых странах  серьезная общая и профессиональная психологическая подготовка стала  неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

В результате развертывания всех этих процессов в области психологической  науки, образования и бизнеса  западных стран сложился определенный стиль управления как совокупность навыков, отличающих современного менеджера: современный руководитель избегает при общении с сотрудниками грубых окриков, высокомерия, всегда приветлив, постоянно улыбается, старается обращаться к работникам по именам, умеет внимательно выслушать каждого подчиненного.

С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической  подготовки руководителей производства стал все шире применяться и в  России.

Усиление внимания к  этой проблематике в нашей стране — результат не только опыта западных стран. Все более широкое признание психологические факторы стали получать у наиболее дальновидных российских ученых и руководителей-практиков, которые уже давно в устаревших технологических методах руководства усматривали причины застоя, снижения производительности труда, качества продукции, роста аварийности производства.

Исправить положение  можно было только путем перестройки  всей системы социально-экономических  отношений, перехода к рыночной экономике, создавшей реальные условия для  использования психологических факторов экономического роста. Это предполагает внесение серьезных изменений в подготовку кадров, занимающихся организацией и управлением производства во всех его сферах и на всех уровнях. Этим обуславливается актуальность контрольной работы.

Цель данной работы – изучить особенности психологии делового общения как дисциплины.

Задачи контрольной  работы:

  1. обобщение и систематизация результатов исследования проблемы;
  2. разобрать основные проблемы и категории дисциплины деловое общение.

Данная работа состоит из введения, двух основных частей, теста,  заключения, в конце приведен список использованной литературы для написания контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

 

 

Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.

В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов. Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.

Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и  нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.

Жизнь постепенно убеждает, что бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

Деловое общение следует  рассматривать как процесс установления и поддержания связей между представителями различных взаимозаинтересованных сторон.

Любые виды делового общения предполагают довольно полное общение с партнерами, многочисленными организациями  и т.п. и успешность каждого из нас зависит от искусства делового общения, правильного выбора стратегии и тактики. Техника делового общения, умение правильно общаться, знание правил деловой этики и этикета – это только часть важных навыков и знаний, приобретение которых создаёт условия для сотрудничества и партнерства.

Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.

Объект этой дисциплины - идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего о духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах их психики, которые в своей совокупности и определяют их конкретные действия, формы активности, их поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Психология и этика делового общения представляет собой одну из отраслевых, прикладных отраслей психологического знания.

Предмет этой науки - разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные во вне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой  этики, данная дисциплина решает две  основные проблемы:

1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;

2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты1.

На этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.

Психология делового общения, опирается на комплекс психологических наук. Она активно использует прежде всего основные категории и принципы, выработанные общей психологией. Такими базовыми психологическими категориями являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, волю), свойства психики человека (способности, характер, темперамент), а также особые состояния его сознания (сомнения, уверенность, убежденность, нацеленность на определенные практические действия и т.д.).

Однако с некоторых  пор в экономических трудах замелькали категории совсем иного рода, например такие, как человеческие отношения, морально-психологический климат, стиль руководства, самосовершенствование, профилактика конфликтов, кодекс чести предпринимателя и т.п. Эти категории свидетельствовали о начавшемся процессе взаимопроникновения, сближения экономической и психологической областей знания, которые традиционно так далеко стояли друг от друга, что казались несовместимыми.

И это сотрудничество двух наук, как показывает практика, оказалось весьма плодотворным. Современный менеджер уже затрачивает большую часть своих сил не на решение финансовых, технических и организационных вопросов, а на решение психологических задач, которые постоянно возникают в процессе делового общения с подчиненными, коллегами и начальством.

Сегодня стало  общепризнанным, что все проблемы хозяйственного управления сводятся к  двум главным:

1) проблеме качества производимых товаров, т.е. задаче предметно-организационной;

2) проблеме качества жизни людей, которые этот товар производят, включая их настроения, самосознание, ценностные ориентации, т.е. задаче гуманитарно-психологической.

Таким образом, современный  хозяйственный руководитель, любой  администратор обеспечивает своей  деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.

Дисциплина «Деловое общение» опирается на комплекс психологических  наук. Она активно использует прежде всего основные категории и принципы, выработанные общей психологией.

 

 

 

  1. Характеристика основных категорий дисциплины

«Деловое общение»

 

Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается  не только на комплекс специфических  принципов, но и на связанный с  ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.

  1. Основная категория дисциплины — психология личности. Под этой категорией понимается совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория в значительной степени заимствуется у общей психологии. Она содержит информацию об источниках психической активности человека, ее  свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности. Именно знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
  2. Другая важнейшая категория — психология общения. Именно в процессе общения, происходящего по формулам  Я — Ты, Я — Мы, Мы — Они, обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнано, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства. Но для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, например, из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношений. Или, например, неумелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информационным потерям и, следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.
  3. Психология рабочей группы, команды или трудовой группы — также важнейшая категория психологии и этики делового общения. Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, группповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные мы — чувства и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.

Информация о работе Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»