Основные правила критики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:07, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Слово «критика» имеет несколько значений:
-выявление противоречий;
-выявление ошибок и их разбор;
-анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку;
-отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков;
-отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
В этих определениях не учитывается то, как воспримет человек, совершивший действие, анализ, оценку или указание на свои недостатки.
Конструктивная критика – это высказывания, указывающие на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических норм и правил.
Человеческая психология устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, надо проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны правила критики, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Правила критики………………………………………………………4
Варианты щадящих критических замечаний……………………….10
Заключение……………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………..13

Файлы: 1 файл

Этика деловых отношений.docx

— 49.38 Кб (Скачать)
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

Институт  заочного обучение 

Институт  социологии и управления персоналом

Кафедра управления персоналом 
 
 
 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (РЕФЕРАТ)

по  дисциплине «Этика деловых  отношений» 

тема  «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КРИТИКИ» 
 
 

Выполнил   студент:

заочной формы обучения

специальности «Управление персоналом»

   5 курса     группы УП-06/2-6 лет

№ студенческого билета  06-1357

(зачетной  книжки) ________________ ________________________

                              (подпись)   (инициалы и фамилия) 
 
 
 

      Проверил  преподаватель: 

__________________  ______________ ____________________

(ученая  степень, звание)   (подпись)   (инициалы и фамилия) 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011  

       СОДЕРЖАНИЕ

       Введение………………………………………………………………..3

       Правила критики………………………………………………………4

       Варианты  щадящих критических замечаний……………………….10

       Заключение……………………………………………………………12

       Список  используемой литературы…………………………………..13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

 

       Слово «критика» имеет несколько значений:

       -выявление  противоречий;

       -выявление  ошибок и их разбор;

       -анализ, обсуждение чего-либо с целью  дать оценку;

       -отрицательное  суждение о чем-либо, указание  недостатков;

       -отзыв,  обсуждение чего-либо с целью  выразить свою точку зрения.

       В этих определениях не учитывается то, как воспримет человек, совершивший  действие, анализ, оценку или указание на свои недостатки.

       Конструктивная  критика – это высказывания, указывающие  на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических  норм и правил.

       Человеческая психология устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, надо проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны правила критики, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.

 
 

       ПРАВИЛА КРИТИКИ

 

       В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания  в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам  и т.д.

       Роль  руководителя какого-либо подразделения  неизбежно связана с задачей  критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных.

       Критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны  исполнителя каких-либо инструктивных  предписаний. Субъективная необходимость  критики определяется личностным восприятием  руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производственной ситуации. К субъективной необходимости  критики можно отнести также  несоблюдение кем-либо этических норм и правил поведения.

       Во  многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. На рис. 1 представлены основные правила критики.

       Рис. 1

       Рекомендуемая последовательность их применения также  отражена на этом рисунке. Нарушение  изображенной здесь последовательности может привести к снижению эффективности  восприятия критики. 
Ответ на вопрос «Имеете ли вы право критиковать?» зависит в основном от той профессиональной роли, которую выполняет критикующий в рамках той или иной организации. Если по своим профессиональным функциям, дополнительно закрепленным за ним полномочиям, человек не наделен правом критического разбора деятельности других сотрудников, лучше откажитесь от критики в чей-либо адрес. Она вряд ли будет воспринята конструктивно и по-деловому.

       Приведенные правила могут предусматривать  некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана  критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.

       Существует  так же и другой вариант «правил  критики», который очень похож на первый. Поэтому они могут добавлять друг друга.

       1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

       2. Замечания целесообразно делать  наедине, чтобы не задеть самолюбия  критикуемого.

       3. Стремиться искренне и серьезно  понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и  «против»; проявить сочувствие к  его мыслям и желаниям.

       4. Проявить уважение к мнению  партнера, не отвергая его сразу  и резко, даже если оно вам  кажется абсурдным. Дайте возможность  высказаться до конца и старайтесь  не доказывать, а выяснять факты.

       5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь  начинать с темы, по которой  у вас с собеседником есть  взаимное согласие. По возможности  начинайте с вопросов, мнения  по которым совпадают, могут  вызвать утвердительный ответ  и, таким образом, настроить  партнера на согласие. Если с  самого начала разговора человек  скажет «нет», его трудно переубедить,  поскольку самолюбие не позволяет  отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что  первоначально был неправ. Щадите  самолюбие собеседника.

       6. Если хотите указать человеку  на его ошибку, начинайте с  похвалы и искреннего признания  его достоинств.

       7. Обращая внимание людей на  их ошибки, старайтесь делать  это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

       8. Используйте критику-«рикошет»:  критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

       9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

       10. Не употребляйте неоправданных  приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько  раз я вам говорил!». Некорректным  способом усиления высказывания  является и повышение голоса. Если у вас возникло желание  сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте  сначала несколько глубоких вдохов  и выдохов или молча посчитайте до 10—30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

       11. Представляйте психологические  паузы людям, находящимся в  состоянии ссоры. Они помогут  снизить эмоциональный накал,  обратиться к логике вещей,  к самооценке, может быть, за советом  к близким людям. Не требуйте  немедленного, сиюминутного признания  ошибок от партнера,

 

       согласия  с вашей точкой зрения, с вашим  мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

       12. Свою ошибку, неверный шаг признайте  быстро, решительно и чистосердечно.

       13. Вместе с критикой желательна  аргументированная самокритика.  Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

       14. Сделайте так, чтобы недостаток  выглядел легко исправимым. Очень  часто людей повергает в уныние  безвыходность их положения. Не  «давите» на психику, а помогите  найти выход.

       15. Говорите только о деле, не  переходите на личность: критикуйте  поступки, а не человека. Дайте  ему возможность «спасти лицо».

       Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен  и тем более тактичного подхода  требует.

 

       Если  вы замечаете, что кто-то в споре  слишком разгорячился, лучше перенести  разговор на другое время.

       Даже  если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Причем воспринимать критику в процессе всей своей профессиональной деятельности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. С другой стороны, в любой ситуации необходимо стараться сохранить уверенность в себе, внутреннее и внешнее психологическое спокойствие, не позволять ненужным эмоциям управлять поведением.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВАРИАНТЫ  ЩАДЯЩИХ КРИТИЧЕСКИХ  ЗАМЕЧАНИЙ

 

       Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо  труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот  некоторые возможные варианты критических  оценок.

       Подбадривающая  критика: «Ничего. В следующий раз  сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;

       Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз  вы сделаете это задание лучше»;

       Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как  вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

       Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

       Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще  работники, которые не справляются  со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

       Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;

       Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в  ваше положение, но и вы войдите в  мое. Ведь дело-то не сделано...»;

       Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

       Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка  что надо! Только как теперь в  глаза начальству смотреть будем?!»;

       Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо  более высокого мнения»;

       Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом  ему пришлось плохо...»;

Информация о работе Основные правила критики