Нормы и формы профессионального этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Общие признаки профессиональной этики работника: трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязательность, профессиональный долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая этика, профессиональная этика инженерно-технических работников, этика науки и искусства, предпринимательская этика.

Файлы: 1 файл

Нормы и формы профессиональной этики.docx

— 21.90 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Основы этики

 на тему: «Нормы и формы профессионального этикета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               студентки 3 курса  группы Б

спец.080110 Экономика и

бухгалтерский учёт

Лейбиченко Ирины

Нормы и формы  профессиональной этики.

Каждый человек в своем  поведении, действиях руководствуется  определенными моральными, т.е. нравственными, нормами (правилами). Древнейшее золотое правило нравственности звучит так: не поступай по отношению к другому так, как ты не хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе. Об этом же говорит и русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

      Мораль — это особая форма общественного сознания и вид отношений между людьми в данном обществе. Мораль регулирует действия человека в обществе. 
Нормы морали распространяются на все сферы жизни людей, в том числе и профессиональную.

Профессиональной  этикой принято называть:

  • во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей;
  • во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.

Общие признаки профессиональной этики работника: трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязательность, профессиональный долг. 
       Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая этика, профессиональная этика инженерно-технических работников, этика науки и искусства, предпринимательская этика. 
      Управленческо-административная этика требует от работников ответственности и сознательности, деловитости и компетентности, добросовестности, честности, глубокой порядочности. Существуют, к сожалению, примеры несоблюдения профессиональной этики в управленческо-административной системе. К ним относятся бюрократизм, имитация исполнительности, искусственное разделение работников на высших и низших, формализм и угодничество.

 
      Заповеди медицинской этики выражаются формулой «не навреди». В медицине должна быть исключена возможность злоупотребления властью над больными. Врач, должен направлять свою деятельность на сохранение телесного и духовного здоровья пациента, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях и с собственной безопасностью. Медицинский работник должен принять ответственность за разумный риск в освоении новых методов лечения больных. Решения по таким вопросам, как границы сохранения врачебной тайны, эксперименты над больными, условия трансплантации жизненно важных органов и т.п., должны приниматься коллективно, вместе с больными, их близкими и коллегами, медицинской и культурной общественностью. Медицинская этика осуждает случаи нарушения равенства в медицинском обслуживании, негуманное использование профессиональных знаний и власти.  

От представителей права профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Требования правовой этики находят свое выражение в кодексах различных видов права, в правилах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Общий принцип этики сотрудников права — признание самоценности человека. Закон является лишь инструментом, помогающим эту самоценность охранять. 

 Профессиональная этика инженерно-технических работников подразумевает гуманное отношение к природе, направленность на сохранение экологии, экономное и рациональное использование природных ресурсов, готовность к новому инженерно-техническому мышлению. 
      Профессиональная этика в сфере науки требует высокой оценки науки в жизни общества, сохранения и развития культуры, готовности отстаивать истину, добиваться использования научных достижений на благо людей. Необходимое этическое качество ученого — способность правильно воспринимать критику, пересматривать ошибочные представления, сочетать добросовестность и личную ответственность исследователя. Неизменно в науке осуждаются карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав).

От работников сферы искусства и средств массовой информации (журналистов, писателей, художников, работников радио и телевидения и др.) профессиональная этика требует правдивого изображения действительности, преданности своему делу, терпимости и милосердия. Она нацелена против фальши, ханжества, приспособленчества, ремесленничества, зависти, тщеславия и прочих пороков.

 
       Педагогическая этика базируется на гуманистических, моральных принципах, осуждает антигуманистическую направленность процесса обучения и воспитания; регулирует поведение воспитателя, учителя в интересах ребенка, обеспечивает единство усилий педагогического коллектива, общественности и семьи.

 
      Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана в первую очередь с культурой общения и призвана смягчать конфликты, пресекать мошенничество, нарушение правил торговли и обслуживания. Главное правило их профессиональной этики: «Клиент всегда прав».

Этикет — составная  часть внешней культуры общества (культуры поведения). В него входят те требования, которые приобретают  характер строго регламентированного  церемониала и в соблюдении которых  имеет особое значение определенная форма поведения. В конечном счете, этикет выражает содержание основных принципов нравственности. 
       Знание и соблюдение норм и правил этикета способствует гармоничному общению в любой деятельности, в том числе и в профессиональной. Культуру служебного общения принято называть служебным этикетом. Общественная дисциплина требует усвоения и выполнения правил этикета, которые распространяются и на взаимоотношения в коллективе. Вот некоторые из них.

  1. Не забывайте здороваться. Вошедший в помещение после других обязан (независимо от ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Не обязательно при встрече большой группы знакомых каждому жать руку. Но уж если остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры — приветствуйте так же всех, называя себя как при первом знакомстве. Стало традицией, что первыми приветствуют начальника подчиненные, а вот руку для пожатия первым предлагает начальник. Женщину начальник приветствует первым, независимо от ее служебного положения. В то же время молодой девушке не зазорно поздороваться первой со своим начальником. Очень приятно, когда начальник первым приветствует ветерана труда, старшего по возрасту. Но случается и так, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет.Поэтому, придя на работу, приветствуйте своих коллег, дайте им понять, что вы рады начать с ними трудовой день, что они могут рассчитывать на вашу помощь.
  2. Улыбайтесь людям. Известно, что от настроения зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение, в свою очередь, зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением. Улыбка и утреннее приветствие оказываются мощным стимулятором хорошего настроения. Но уже утром оно может быть испорчено — в дороге, в городском транспорте могут возникнуть поводы для раздражения, а значит, и падение настроения. Помните, чему вас учили в детстве: толкнул кто-то — извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена улыбкой. Поэтому, научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми и вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддержать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.
  3. На равных правах. Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях, независимо от должностного положения, возраста, стажа работы. Поэтому проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не перебивать, не отвергать выдвинутые высказывания и предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим.
  4. Просьба и приказ. Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание это делать. Те, кому это удается, пользуются всеми благами мира. «Не загоняй теленка в сарай, пиная его ногами; лучше положи ему палец в рот, он будет его сосать, и сам охотно пойдет за тобой». Помните, что поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, а не приказа.
  5. Понять и помочь. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Вместо того чтобы обвинять людей, постарайтесь понять их и по возможности помочь. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует себя значительным, нужным, интересным... Он будет всегда благодарен вам и сделает для вас очень много. Искренне цените и хвалите достоинства других людей. А эти достоинства есть даже у самого маленького человека.
  6. Критика и этика. Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать.Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания ее в ссору.
  7. Подлежит безоговорочному осуждению. В служебных отношениях, как и во всех других формах взаимоотношений, важно развивать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого человека, творческий подход к делу. Поэтому цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете способствовать укреплению здорового психологического климата в коллективе.

Информация о работе Нормы и формы профессионального этикета